Ашанинка

АшанинкаАШАНИНКА (ашенинка, ашенинга - самоназвание; устаревший - кампа), индейский народ группы араваков в Перу. Близко родственны мачигенга. Численность 41 тысяча человек (2000 год, оценка). Живут в  восточных предгорьях Анд в бассейне рек Апуримак, Перене, Тамбо (южные ашанинки), междуречье Укаяли и Пачитеа (северные ашанинки); южные и северные ашанинки мало контактируют друг с другом. Около 120 человек живут в Бразилии (верхнее течение реки Журуа). Говорят на языках ашанинка и ашенинка (с диалектами апуру-каяли, ацири, перене, пичис, укаяли, унини, кашарари и пахональ) группы кампа аравакских языков. Распространены также кечуа и испанский язык. По религии - католики, есть также протестанты (адвентисты седьмого дня, пятидесятники и др.); свыше 30% придерживаются традиционных верований.

В 15-16 веках испытали незначительное влияние инков. Постоянные контакты с испанцами с середины 17 века. Часть ашанинков вытесняется креолами на север (северные ашанинки). С 1630-х годов среди них действуют доминиканские и францисканские миссии. До конца 19 века фактически не контролировались правительством. В годы «каучукового бума» (конец 19-начало 20 веков) вытеснялись со своих земель колонистами. С середины 20 века в районе активно действуют американские протестантские проповедники.

Реклама

Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов и саванн Южной Америки. Занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (сладкий маниок, батат, кукуруза, фасоль), охота и рыболовство. Сохраняются производство традиционной керамики, ткачество, изготовление долблёных лодок. Деревни населяют группы родственных семей, общины возглавляются временными лидерами. Счёт родства билатеральный, брак неолокальный. Традиционное жилище - полусферическая хижина, есть отдельные дома для холостяков. Одежда - рубаха-кушма из лубяной материи (смотри Тапа) или ткани (из дикорастущего хлопка). Сохраняется раскраска тела растительными пигментами (красным и чёрным). Шаманы-знахари (только мужчины) употребляют галлюциноген (айяуаска - отвар лианы банистериопсис). Среди божеств - демиург, не вмешивающийся в дела людей, персонажи с инкскими именами (Инка и Пачакама - сравни инкский Пачакамак). Известен миф о рождении Солнца - сына Месяца.

С 1920-х годов интегрируются в национальную экономику, работают по найму в скотоводческих хозяйствах, на плантациях, лесозаготовках, сборе каучука. С середины 1960-х годов ашанинки втянуты в партизанскую войну леворадикальных боевиков. С конца 1980-х годов возникают политические организации: Ассоциация по сохранению наследия кутивирени; Индейская община ашанинка (в составе Амазонского альянса), Межэтническая ассоциация содействия развитию перуанских тропических лесов.

Лит.: Weiss G. Campa cosmology. N. Y., 1975.

Ю. Е. Берёзкин, Е. А. Ершова.