Ассирия

АССИРИЯ, историческая область и древнее государство на севере Двуречья (на территории современного Ирака). В истории Ассирии выделяются 4 периода. Древнейший период (4-3-е тысячелетия до нашей эры). В это время появляются первые поселения на реке Тигр (в том числе Ниневия, Арбелы и Ашшур, ставший позднее ядром и столицей ассирийского государства). Основное население этого времени - хурриты, однако достаточно рано появились также шумеры и аккадцы. Почитался племенной бог Ашшур, от имени которого произошло название города и страны. Управление наиболее известным Ашшурским номовым государством осуществлялось Советом города и должностными лицами: ишшиаккум (жрец, администратор, военный предводитель), обладавший наследственной властью; укуллум, назначаемый главой Совета, землеустроитель; лимму, выбиравшийся на 1 год эпоним и казначей Совета. В 23-22 веках территория Ашшурского номового государства вынуждена была подчиняться Аккаду, а в 22-21 веках - 3-й династии Ура. На рубеже 3-2-го тысячелетий до нашей эры Ашшур стал самостоятельным. Происходил приток населения за счёт амореев. Формировались ассирийская народность и ассирийский диалект аккадского языка.

Реклама

АССИРИЯ

Староассирийский период (20-16 века до нашей эры). В экономике развивались земледелие, яйлажное скотоводство, добыча металлов, торговля, превратившая Ашшур в центр международных экономических связей, особенно с торговыми колониями: Каниш (на востоке Малой Азии) и Гасур (к востоку от Тигра). Постепенно усиливались власть правителя, передававшаяся по наследству, государственный сектор хозяйства, роль армии, административно- бюрократический аппарат. Формировалась территориальная система управления, закреплялись налоговые и повинностные обязанности населения. Ашшур из номового государства превратился в территориальное царство за счёт военных походов, особенно в правление аморейского вождя Шамши-Адада I (1813-1781 годы), включившего Ассирию в состав своего государства. Однако возвышение Мари и образование Хеттского царства лишило Ассирию возможности вести выгодную международную торговлю. В 18 веке Ассирия захвачена Вавилонией, а по мере ослабления последней в 16 веке - Митанни.

АССИРИЯСреднеассирийский период (15-11 века до нашей эры). Постепенно Ассирия освободилась от подчинения Вавилонии и Митанни и обрела сильного союзника в лице Египта. К новому подъёму Ассирию привёл царь Ашшурубаллит I (14 век). Далее последовало столетие (1307-1206 годы) её победоносных войн против Митанни, Вавилона, племён Наири в Закавказье, на юго-востоке Малой Азии, в Сирии и Финикии. В 13 веке Ассирии удалось сокрушить Митанни. Усилилась царская власть, её покровитель, бог Ашшур, стал верховным богом, царём богов. Создан свод законов, регулирующих жизнь общества, - так называемые Среднеассирийские законы, сохранившиеся фрагментарно и позволяющие судить в основном об ассирийской общине, семье и положении рабов. Царь Тукульти-Нинурта I (1244-08 годы) построил новую роскошную столицу - Кар-Тукульти-Нинурта (близ Ашшура). Восстановление роли Ассирии в международной торговле, захват новых земель и пленных, богатая добыча, получение даров, дани, податей, жертвоприношений для храмов от покорённых народов обеспечило Ассирии процветание, которое внезапно и катастрофически рухнуло с нашествием арамеев в 11-10 веках.

Новоассирийский период (10-7 века до нашей эры). Ассирия восстановила свой экономический и военный потенциал (в особенности за счёт внедрения железа). Изменение международной обстановки (ослабление Египта и Вавилонии, гибель Хеттского царства) позволило ей возобновить завоевательную политику и планировать покорение всего Ближнего Востока. Ашшур окончательно стал богом войны; эти функции получила также богиня Иштар. В 9 веке огромные успехи в закладывании основ империи сделали цари Ашшурнацирапал II и его сын Салманасар III, обосновавшиеся в новой столице - Кальху и инициировавшие наступление на богатый регион  восточно-средиземноморского побережья. Однако 1-я половина 8 века характеризуется глубоким упадком Ассирии, чему способствовали социальные конфликты, политическая борьба, дворцовые интриги и появление сильного соперника - молодого государства Урарту. К имперской политике возвратился Тиглатпаласар III (745-727 годы), сформировавший постоянное войско на государственном обеспечении, сдержавший сепаратизм наместников и сделавший депортацию покорённых народов нормой ассирийской политики. При нём и его преемниках Ассирийская держава подчинила Вавилон, страны  восточно-средиземноморского побережья, Мидию, добилась покорности от Урарту и Манны, воевала с Эламом. В 671 году Асархаддон подчинил Египет. В 640-е годы Ашшурбанапал завершил покорение Элама и племён Северной Аравии. Ассирия добилась этого силами своей самой мощной армии, средствами дипломатии и жестокими методами подавления нарастающего недовольства подданных и покорённых. Однако она оказалась не в силах противостоять восставшим против её гнёта Вавилонии и Мидии, заключившим военный союз. В результате кровопролитной войны Ассирия пережила гибель сначала древней столицы - Ашшура (614 год), затем превращённой Синаххерибом в великолепный город новой имперской столицы - Ниневии (612 год) и, наконец, разгром остатков своей армии в 609 годуу Харрана. Первая мировая империя сошла с исторической арены. Её территория попала под власть победителей. В середине 6 века Ассирия вошла в состав Персидской империи, завоёванной в последней четверти 4 века Александром Македонским, а после его смерти стала вотчиной полководца Селевка I Никатора и наследников последнего - Селевкидов. В 140-х годах на всю Месопотамию распространилась власть Парфии; город Ашшур сохранял значительную, в том числе религиозную роль. В противостояние парфян и римлян нередко вовлекались бывшие ассирийские города [например, Харран (Карры), где в 53 году до нашей эры была разбита римская армия и погиб полководец М. Красс]. В 115 году нашей эры римский император Траян, одержав победу над парфянами, образовал провинцию Ассирия, но вспыхнувшее там в том же году восстание заставило его вернуть парфянам мятежный регион. В 3 веке нашей эры территория Ассирии оказалась под властью Персии (династия Сасанидов).

АССИРИЯ

АССИРИЯЛит.: Driver G. R., Miles J. С. The Assyrian laws. S. 1., 1935; Дьяконов И.М. Развитие земельных отношений в Ассирии. Л., 1949; он же. Этнос и социальное деление в Асси­рии // Советское востоковедение. 1958. № 6; Янковская Н. Б. Некоторые вопросы эконо­мики Ассирийской державы // Вестник древ­ней истории. 1956. № 1; Olmstead А. Т. His­tory of Assyria. Chi., 1960; Garelli P. Les Assyriens in Cappadoce. P., 1963; Якобсон В. А. Социальная структура Новоасси­рийского царства // Вестник древней исто­рии. 1965. № 1; Trolle Larsen М. The old Assyrian city-state and its colonies. Cph., 1976; Соловьева С. С. Память об Ассирии в трудах античных и раннесредневековых авторов // Древний Восток и античный мир. М., 1980; Menzel В. Assyrische Tempel. Rome, 1981. Bd 1-2; Malbran-Labat F. L’ar­mée et l’organisation militaire de l’Assyrie d’après les letters de sargonides trouvées à Ninive. Gen., 1982; Zawadzki S. The fall of Assyria and Median-Babylonia relations in light of the Nabopolassar Chronicle. Poznan; Delft, 1988; Фоссе III. Ассирийская магия. СПб., 2001; Дандамаева М.М. Понятия «Ас­сирия», «Вавилония», «Месопотамия» в ан­тичной традиции // История и языки Древ­него Востока: Памяти И. М. Дьяконова. СПб., 2002.

С. С. Соловьёва.

Искусство Ассирии характеризуется созданием официального репрезентативного стиля, отвечавшего идеям государственной военной мощи и богоподобного царя - непобедимого воина и великого полководца. На основе художественного наследия древнего Двуречья, хурритов Сирии и хеттов Малой Азии искусство Ассирии разработало и канонизировало формы, отличающие искусство деспотий Передней Азии вплоть до краха империи Сасанидов. Столицы Ассирии - Ашшур (около 14-9 веков до нашей эры), Кальху (9 век до нашей эры), Дур-Шаррукин (8 век до нашей эры), Ниневия (8-7 века до нашей эры) - были укреплёнными городами, имели прямоугольный план, были окружены рвом и зубчатыми стенами (из оштукатуренного сырцового кирпича на каменном фундаменте) с башнями-контрфорсами и воротами с входной аркой, фланкированными высокими, квадратными в плане бастионами. В строго регламентированной городской планировке главное место отводилось так называемой дороге процессий и возведённому на высокой платформе укреплённому царскому дворцу в цитадели. Дворец представлял собой ряд парадных, жилых, храмовых и хозяйственных комплексов, сгруппированных по сторонам больших и малых внутренних дворов и имеющих общую плоскую крышу (Дур-Шаррукин). Строились храмы двух типов: зиккурат и бит-хилани. Входы во дворец фланкировали огромные каменные статуи «шагающих» крылатых «шеду» с туловищем быка и головой царя. Нововведением было оформление дворцовых покоев орнаментальными фризами из глазурованного кирпича (резиденция Тукульти-Нинурты I, 13 век до нашей эры), применение клинчатой арки (Дур-Шаррукин), а также использование ортостатов в интерьерах, а не на фасадах, как у хурритов и хеттов. К 9 веку до нашей эры был выработан строгий канон изображения человека в рельефах и живописи: глаз, дальнее плечо - в фас, голова, ноги, ближнее плечо - в профиль; мускулистый корпус, крупные черты лица в обрамлении стилизованной причёски и длинной пышной бороды. Дворцовые рельефы (на бронзовых листах или плитах известняка с раскраской или подцветкой) демонстрируют эволюцию ассирийского имперского стиля. Самые знаменитые памятники - каменные рельефы из дворца Ашшурбанапала в Ниневии со сценами львиной охоты (Британский музей, Лондон), сочетающие бурную экспрессию рвущихся в бой всадников и животных, трагическая выразительность предсмертных судорог раненых зверей и величавость ритуальных церемоний и триумфальных шествий. Памятники круглой скульптуры отличает торжественная застылость поз, обобщённость объёмов и орнаментальная трактовка деталей (статуи Ашшурнацирапала II, алебастр, и Салманасара III, базальт). Живопись представлена фрагментами росписей из дворца в Ашшуре. Высокого уровня достигло искусство глиптики (цилиндрической печати со сценами охоты, мифологическими и геральдическими композициями), ткачество, резьба по кости и дереву, художественная обработка металла.

Музыка. Рельефы со сценами царской охоты, победных шествий, строительные работ, пиров, культовыми сценами содержат изображения музыкантов-инструменталистов, реже певцов и танцоров. Один из специфических сюжетов - процессии музыкантов с арфами (угловыми вертикальными и горизонтальными), лирами, бубнами. Встречаются изображения лютни с длинной шейкой, двойного гобоя, трубы, первое в Месопотамии изображение псалтерия. Сохранились подлинные бронзовые тарелки и колокола.

Об ассирийской литературе смотри в статье Шумеро-аккадская литература.

Лит.: Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976; Rashid S. А. Mesopotamien. Lpz., 1984 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 2. Lfg 2); Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации. 2-е изд. М., 1990.

Е. М. Фраёнова (музыка).