Астрология
АСТРОЛОГИЯ (от греческого αστρον - звезда и ...логия), учение о предсказании будущего, основанное на изучении движений и видимости небесных светил; в более широком смысле — концепция мироздания, предполагающая существование связи между перемещением и видимостью светил на небосводе и событиями земной жизни. Развитые системы астрологии существовали в Древней Месопотамии, Греции, в странах распространения эллинистической культуры (в том числе в Египте), в Индии и Китае. В средние века астрология была особенно популярна в странах ислама и Западной Европы. Астрологические учения были тесно связаны с магией и алхимией. Астрология входила в число наук вплоть до эпохи Возрождения, однако достижения науки Нового времени вывели астрологию за пределы собственно научной деятельности.
Астрология древней Месопотамии. Астрология как особый вид предсказаний появилась впервые в конце 3-го - начале 2-го тысячелетия до нашей эры. Её наиболее ранняя форма - астрология предзнаменований - сложилась во 2-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры, когда на аккадском языке был создан клинописный астрологический свод «Энума Ану Энлиль» («Когда боги Ану и Энлиль»), включавший около 7 тысяч предзнаменований. Они имели стандартную форму: «Если (на небе) произошло (событие) А: (на земле) произойдёт (событие) В». Основой для предсказания служили астрономические и метеорологические явления, в том числе лунные и солнечные затмения, гелиакические восходы и заходы планет и звёзд, положения планет относительно созвездий и друг друга и т. д. Каждое такое событие рассматривалось как особый знак, предвещающий определённые события на Земле. Предсказания касались только царя, членов его семьи и страны в целом. Астрология предзнаменований была широко распространена на всём Ближнем Востоке; особой популярностью она пользовалась в Ассирии в 8-7 веках до нашей эры.
Реклама
В середине 1-го тысячелетия до нашей эры в Месопотамии возникает гороскопная астрология. В её основу была положена идея о том, что жизнь человека определяется расположением светил в момент его рождения или зачатия. В месопотамских гороскопах (самый ранний датируется 410 годом до нашей эры) определялись положения 7 светил (Солнца, Луны и 5 видимых невооружённым глазом планет - Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры и Сатурна) относительно знаков зодиака (смотри Астрономические знаки) в момент рождения ребёнка и на этом основании делались предсказания, причём не только для высокопоставленных, но и для простых людей, что существенно расширило социальную базу астрологии. Развитие гороскопной астрологии стало возможным лишь с появлением математической теории, позволявшей вычислять положения светил на небе для любого момента времени. Особое значение имела концепция зодиака - выделенной полосы созвездий, в пределах которой совершались движения Солнца, Луны и планет и которая разделялась на 12 равных частей (так называемые знаки зодиака).
Месопотамская астрология оказала глубокое влияние на развитие астрологии в соседних регионах - в Сирии, Малой Азии, Греции, Египте, Персии, Индии, Китае.
Эллинистическая астрология. С 3 века до нашей эры в эллинистическим мире под влиянием месопотамской астрологии распространяется гороскопная астрология (астрологическая школа на острове Кос, основанная вавилонским жрецом Бероссом и др.). Ряд фундаментальных идей, лежащих в основе эллинистической астрологии, имеют, несомненно, месопотамское происхождение, в том числе концепция зодиака, разделение планет на благотворные и злотворные, тригональный аспект, планетные возвышения и так далее. Однако греческие астрологи, опиравшиеся на месопотамскую традицию, создали, но существу, новую науку, у истоков которой они ставили три легендарные фигуры: Гермеса Трисмегиста (смотри Герметизм), Нехепсо и Петосириса (трактаты, связываемые с именами двух последних, датируются 2-1 веком до нашей эры). Эллинистическая астрология включала в себя элементы месопотамской астрологии, египетской звёздной астрономии, греческой философии и математической астрономии и подразделялась на несколько направлений. Мировая астрология занималась прогнозами, касающимися стран, городов и правителей, индивидуальная астрология - прогнозами судеб отдельных людей. Последняя включала: генитурную астрологию (генетлиалогию, натальную астрологию), в которой судьба человека, черты его характера, важнейшие обстоятельства его жизни определялись с помощью гороскопа (или карты неба), рассчитанного для данной широты и даты; элективную астрологию, или катархен-астрологию, в которой определялись моменты времени, благоприятные для начала какого-либо дела; вопросную, или часовую (хорарную), астрологию, в которой вычислялось распределение астральных сил в момент начала какого-либо дела. Отдельное направление составляла медицинская астрология. Из огромного числа греческих и латинских произведений, посвящённых астрологии, необходимо выделить труд К. Птолемея «О влияниях» («Апотелесматика»; более известен как «Четверокнижие» - «Тетрабиблос», «Квадрипартитум»), посвящённый мировой и индивидуальной астрологии, принадлежащие ему «Подручные таблицы», имевшие астрологическое назначение, а также «Антологию» Веттия Валента (2 век) и обширный латинский компендиум «Матесис» («Познание») Фирмика Матерна (4 век).
Эллинистическая астрология базировалась на геоцентрической системе мира, утверждавшей, что мир имеет сферическую форму и подразделяется на две части - подлунную и надлунную, Земля (а значит, и человек) находится в его центре, движение светил управляется вращением эфирных сфер. Значительное влияние на эллинистическую астрологию оказал стоицизм с его концепцией космической симпатии и параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса. Астрология включала в себя элементы многочисленных астральных культов (представления о стражах знаков, божествах планет и так далее).
В образованных кругах античного общества астрология нередко подвергалась резкой критике; противниками астрологии были Цицерон , Секст Эмпирик (трактат «Против астрологов»), философы Новой Академии. Некоторые римские императоры покровительствовали астрологии, другие, напротив, считали её опасной. Отношение христианства к астрологии в целом было отрицательным. Многие отцы Церкви (Тертуллиан, Ипполит, Евсевий Кесарийский, Григорий Нисский, Августин и др.) отвергали астрологию за содержащиеся в ней элементы язычества и проповедь фатализма. По словам Татиана: «Мы (т.е. христиане) выше судьбы и вместо блуждающих демонов (т. е. планет) знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и её законоположителей» («Речь против эллинов», 9).
С 4 века в странах ближневосточного региона наблюдается кризис астрологии, вызванный распространением христианства.
Астрология в странах ислама. В Арабском халифате в процессе усвоения культурного наследия покорённых народов в 8-9 веках особое значение приобретают астрология и астрономия, философия и медицина. При халифах аль-Мансуре, Харуне ар-Рашиде и алъ-Маамуне с сирийского, греческого, персидского языков и санскрита переводятся на арабский язык астрологические и астрономические произведения, в том числе «Четверокнижие» и «Подручные таблицы» Птолемея. Основное место в астрологической и астрономической литературе занимали сборники таблиц - зиджи (с 8 по 15 век было создано более 100 зиджей). Многие астрономы были одновременно астрологами, развивая почти все традиционные разделы эллинистической астрологии, в особенности же катархен-астрологию и часовую астрологию, а также историческую астрологию, рассматривавшую смену царств и династий. Наибольшую известность в странах ислама и позднее в Европе получили труды Машаллаха (умер около 815 года, в Западной Европе известен под именем Messahalla), аль-Кинди, Абу Машара (787-886, Albumasar), Ибн аль-Хасиба (9 в., Albubather), аль-Кабиси (умер около 955/956, Alcabitius, Alchabitius), Ибн Аби-р-Риджаля (1016-64, Abenragel) и др. Учёный-энциклопедист аль-Бируни был автором обширного астрологического сочинения «Книга вразумления начаткам науки о звёздах». Ни одно сколько-нибудь важное решение при дворах большинства правителей не предпринималось без совета с астрологами. Так, при аль-Мансуре время для начала строительства Багдада (30 июля 762 года) было выбрано специальной группой астрологов на основе данных гороскопа. Влияние небесных светил на человека связывалось в исламе с предопределением Аллаха, астрологические представления вошли в ряд суфийских учений. Упадок астрологии в образованных слоях общества начинается в 13 веке, после монгольских завоеваний, однако в среде простого народа астрология остаётся неизменно популярной. Своеобразная энциклопедия астрологии содержится в «Тысяче и одной ночи» (436-462 ночи).
Астрология в еврейской среде получает распространение в эпоху позднего эллинизма и в Средние века. В 4-6 веках изображение зодиака встречается в некоторых синагогах (например, мозаика на полу синагоги Бет-Альфа в Иудее). Многие авторитетные астрологи на мусульманском Востоке имели еврейское происхождение, например Машаллах. В Каирской генизе найдены астрологические тексты, в том числе гороскопы. В еврейской астрологии 12 знаков зодиака соотносились с 12 сыновьями Иакова и, соответственно, с 12 коленами Израиля. После возникновения каббалы в 12-13 веках в среде евреев Испании и Прованса стала развиваться каббалистическая астрология, в которой 10 сефирот соотносились с десятью небесными сферами, а знаки зодиака и планеты - с буквами еврейского алфавита.
Астрология в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья была практически неизвестна. Ситуация меняется в 12-13 веках, когда на латинский язык были переведены астрологические произведения многих греческих и арабских авторов, в том числе Птолемея, Машаллаха, Абу Машара, аль-Кабиси и др. Популярность астрологии постепенно возрастает, достигнув максимума в 15-16 веках, когда астрология преподаётся во многих университетах, астрологи играют важную роль при дворах европейских правителей. Многие европейские учёные и даже служители Церкви в той или иной мере принимали астрологию, например Р. Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский, папы Сильвестр II, Николай V, Пий II, Сикст IV, Александр VI. Согласно Фоме Аквинскому, Бог управляет земными телами через звёзды, которые занимают промежуточное положение между высшим (духовным) и низшим (материальным) мирами. Он считал, что астрология может верно предсказывать события, касающиеся большого числа людей, и нередко ошибается в индивидуальных предсказаниях в силу того, что у человека имеется свободная воля и душа как «умная субстанция» не может быть принуждаема «телесными субстанциями» (к каковым он относил звёзды). Среди астрономов также имелось немало сторонников астрологии, в том числе Региомонтан (Иоганн Мюллер), Т. Браге; И. Кеплер, стремившийся реформировать астрологию, прославился рядом удачных предсказаний. Широко известно высказывание Кеплера: «Матери астрономии пришлось бы, наверное, голодать, если бы дочь астрология не зарабатывала на хлеб». Известность среди астрологов получили Парацельс, развивавший медицинскую астрологию и учение об астральных духах, М. Нострадамус, Джон Ди (1527-1608) и в особенности Морен де Вильфранш (1583-1656), автор фундаментального труда «Astrologia gallica» (кн. 1—26, 1661). В числе противников астрологии были Н. Орем, Пико делла Мирандола, Дж. Савонарола, написавший трактат против астрологии. Церковь резко отвергала магические элементы, содержащиеся в астрологии. Папа Сикст V выпустил в 1586 году специальную буллу «Творец неба и земли» ( «Coeli et terrae creator») против астрологии, подтверждённую в 1631 году Урбаном VIII; в ней, в частности, запрещалось чтение и хранение книг по астрологии. Большинство деятелей Реформации были противниками астрологии, хотя Ф. Меланхтон был её сторонником.
Астрология в России. Астрология проникла в Россию из Византии, где вплоть до 15 века сохранялась традиция эллинистической астрологии [среди наиболее известных астрологов были Лев Математик (9 век), основатель известной астрологической школы Иоанн Абрамий (14 век)]. В России переводы греческих текстов по астрологии начали распространяться в 10-14 веках (преимущественно тексты «народной» астрологии, например «Лунники», содержащие предсказания по фазам Луны и её положению в зодиаке). Критика астрологии как противоречащей христианской вере в Промысел Божий содержится в «Послании на злые дни и часы» старца Филофея (около 1524) и сочинениях Максима Грека. Астрология была осуждена на Стоглавом соборе 1551 года. Несмотря на это, услугами астрологов пользовались цари Иван IV Грозный, Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович. Пётр I санкционировал издание календаря, редактировавшегося одним из его ближайших сподвижников Я. В. Брюсом и содержавшего не только предсказания на период с 1710 но 1821 годы, но и теорию астрологии. «Брюсов календарь» многократно переиздавался и пользовался огромной популярностью.
Астрология в Новое время. Отношение к астрологии в Европе изменилось в 17—18 веках. Этому способствовали направленная против астрологии враждебная политика Церкви (преподавание астрологии исключается из университетских курсов, в 1666 году астрологи были изгнаны из Парижского университета и академии) и революционные преобразования в естествознании, прежде всего переход к гелиоцентрической системе мира Н. Коперника, утверждавшей, что центром мира является не Земля, а Солнце (Земля поэтому уже не могла считаться особо выделенным центром приложения космических сил) и что звёзды удалены от Земли на огромное расстояние. Исследования Г. Галилея и его последователей заставляли думать, что светила состоят из тех же элементов, что и земные тела (поэтому нет оснований для деления космоса на подлунную и надлунную части). Благодаря телескопическим наблюдениям было открыто огромное число звёзд, не видимых невооружённым глазом и потому ранее не учитывавшихся в предсказаниях. Когда в 19 веке удалось измерить абсолютные расстояния до звёзд, выяснилось, что звёзды, принадлежащие к одному созвездию, в большинстве случаев не образуют в пространстве компактные группы, а удалены друг от друга на огромные расстояния, так что не существует астрономических оснований для приписывания созвездиям и знакам зодиака тех характеристик, которые им придаются в астрологии. Открытия в 19-20 веках новых планет и большого числа не известных ранее небесных объектов ещё в большей степени подорвали позиции сторонников астрологии.
Однако ни научная, ни церковная критика не привели к гибели астрологии. В 17-19 веках астрологические альманахи выпускались в Европе большими тиражами. В конце 19 - начале 20 века увлечение астрологией становится массовым. В 1960-х годах астрология стала частью движения Нью Эйдж, которое связывает надежды на духовное обновление культуры с тем, что в результате прецессии заканчивается «эра Рыб» и начинается «эра Водолея» (эпоха «интегральной духовности»). Современная астрология, являющаяся прямой наследницей гороскопной астрологии эпохи эллинизма, популярна во многих странах. В ней по-прежнему используется геоцентрическая система мира, а Солнце и Луна считаются важнейшими планетами; после открытия Урана, Нептуна и Плутона число рассматриваемых в астрологии планет увеличилось. В астрологии сосуществует много школ, различающихся исходными установками и методиками, используется научная терминология, заимствованная из биологии, медицины, психологии и др. Для составления гороскопов применяются компьютеры, сделавшие занятие астрологией широко доступным. Превращение астрологии в доходный бизнес связано с появлением в 1930-х годах феномена «газетной астрологии».
История астрологии детально исследуется современной наукой как одно из значительных явлений в истории мировой культуры. Делаются попытки статистически оценить достоверность ряда положений, сформулированных в астрологии, результаты которых носят либо отрицательный, либо достаточно неопределённый характер.
Лит.: Cumont F. Astrology and religion among Greecs and Romans. N. Y.; L., 1912; Neugebauer О., Van Hoesen H.B. Greek horoscopes. Phil., 1959; Bouché-Lectercq A. L’astrologie grecque. P., 1963; Gundel W., Gundel G. Astrologumena. Wiesbaden, 1966; Gauquelin M. The cosmic clocks: from astrology to a modern science. Chi., 1967; Lindsay T. Origins of astrology. L., 1971; Boll F., Bezold C. Sternglaube und Sterndeutung. 7. Aufl. Stuttg., 1977; Eysenck H., Nias D. Astrology: science or superstition? L., 1982; Astrology, science and society: historical essays. Woodbridge; Wolfeboro, 1987; Rochberg Halton F. Aspects of Babylonian celestial divination. Horn, 1988; idem. Babylonian horoscopes. Phil., 1998; Tester S.J. A history of western astrology. N. Y., 1989; Ван дер Варден Б. Л. Рождение астрономии. М., 1991; Зелинский Ф. Ф. Умершая наука // Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. М., 1995. Т. 3. С. 240-340; Becker U. Lexikon der Astrologie. Freiburg im Breisgau, 1997; Симонов P.A. Русская астрологическая книжность: (XI - 1-я четверть XVIII в.). М., 1998; Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. М., 2001
Г. Е. Куртик.
Астрология в Китае проникает во все сферы традиционной культуры. С начала 1-го тысячелетия нашей эры на протяжении почти трёх тысячелетий универсум осмыслялся в Китае как единый пространственно-временной континуум, в двоичной структуре которого идею времени (дня, сезона, времени года) нёс иероглиф «тянь» (буквально - небо), обозначавший одновременно верховное божество, высшую божественную силу и природу, естественность. В физическом смысле «тянь» - это небосвод как носитель астрономических и метеорологических явлений и объектов, в метафизическом - структурный элемент пары «небо - земля (тянь - ди)» и триады «небо - человек (жэнь) - земля», выражающих единство времени, пространства (земля) и человеческого бытия, неразрывно связанного с временными ритмами.
Определяемая «небом» судьба индивида фиксируется в «восьми иероглифах» (ба цзы) - четырёх парах циклических знаков, указывающих на год, месяц, день и час (двенадцатую часть суток) рождения. Это самое общее понятие гороскопа сформировано с помощью двух парных наборов циклических знаков - 10 «небесных стволов» (тянь гань) и 12 «земных ветвей» (ди чжи), которые в свою очередь коррелируют с силами инь и ян, Солнцем и Луной и другими бинарными оппозициями. Последовательно сочетаясь друг с другом в пары «ствол - ветвь», они образуют систему неповторяющихся двоичных символов шестидесятеричного цикла. Символы этой системы присутствуют уже в древнейших памятниках китайской письменности - гадательных надписях на костях эпохи Шан-Инь (2-я половина 2-го тысячелетия до нашей эры), где они обозначают, во-первых, дни, основу счисления которых составляла декада (сюнь), во-вторых, усопших предков.
Набор «земных ветвей» в качестве соотнесённых с астральными духами 12 небесных «ориентиров» (чэнь) применялся для обозначения «времени» суток, месяцев, годов 12-, 19- и 76-летия, 12 «участков» пояса эклиптики и небесного экватора, а с рубежа нашей эры (Ван Чун) идентифицировался с зодиакальным циклом 12 животных (мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна, курица, собака, свинья), который точно соответствует исходному смыслу греческого термина «зодиак» («звериный круг»), в отличие от западного зодиака, включающего в себя символы отнюдь не только животных. Во 2-й половине 1-го тысячелетия до нашей эры 10 «небесных стволов», последовательно разбитые на пары, были идентифицированы с системой пяти элементов (у син: дерево, огонь, почва, металл, вода), выступавшей в виде универсальной классификационной схемы, охватывающей в том числе пять главных планет. С рубежа нашей эры весь комплекс 60 сочетаний «небесных стволов» и «земных ветвей» стал использоваться для стандартного летосчисления шестидесятеричными циклами.
В целом все эти символы вместе и раздельно применялись не только в хронологии, но и в звёздных картах, магических диаграммах, амулетах и оберегах, обычно в сочетании с ориентированными по странам света 4 символами «небесных дворцов» (Зелёный дракон, Красная птица, Белый тигр, Чёрная черепаха), 8 триграммами (ба гуа) и 64 гексаграммами «Чжоу и», или «И цзин», соотнесёнными с эклиптикой и небесным экватором, 24 годовыми сезонами и 28 небесными («солнечными» и «лунными») «станциями», «домами», или созвездиями. В центре этих конструкций располагается Полярная звезда, осмысляемая как центр круговращения мироздания, космическое выражение Великого предела (тай цзи) и местопребывание божественного Великого единого (тай и). Изоморфно структуре неба делилась и земля.
Издревле, со времён Шан-Инь и Чжоу, астрономо-астрологическими штудиями, относящимися к сфере «небесных знаков» (тянь вэнь), «небесных управ» (тянь гуань) и календаря (ли), занимались специальные чиновники («ши»), приобретшие позднее также функцию историографов. Как и на Западе, в Китае развивалась астрология предзнаменований. Важнейшим государственным делом считалось не только вычисление регулярных небесных процессов, но и истолкование космических и метеорологических явлений как знамений, ниспосылаемых Небом императору («сыну Неба», тянь цзы), осенённому «небесным предопределением» (тянь мин). Официальные астрологическиеинтерпретации небесных знамений («вычисления предопределения») постепенно переросли в династийную историографию, развивавшуюся до конца Срединной империи в начале 20 века и включавшую в себя также специальные астрономо-астрологические трактаты.
Классическая традиция китайской астрологии зафиксирована в древнейших канонических памятниках 1-го тысячелетия до нашей эры - «Шу цзин» («Канон писаний»), «Чжоу и», «Чунь цю» («Вёсны и осени»), «Цзо чжуань» («Предание Цзо») и др. В 4-3 веках до нашей эры были созданы и первые собственно астрологические тексты: «Тянь вэнь» («Небесные знаки») Ши Шэня, «Тянь вэнь син чжань» («Небесные знаки и гадание по звёздам») Гань Дэ, позднее образовавшие «Звёздный [астрологический] канон» («Син цзин»). Древнейший оригинал подобного текста 2 века до нашей эры, получивший название «Гадание по пяти звёздам» («У син чжань»), был найден в 1973 году в могильнике Мавандуй (КНР, близ г. Чанша). Наиболее полно эта литература представлена в обширном собрании даосских трактатов «Дао цзан».
С 3 века нашей эры в Китай проникает индийская (через тантрический буддизм) и эллинистическая астрология. Из вошедшего в 8 веке в китайскую «Трипитаку» «Канона [небесных] станций и светил» («Сю яо цзин») китайцы впервые узнали 12 знаков западного зодиака. В 8-9 веках в Китае появляется сирийская версия «Четверокнижия» Птолемея. С 8 века возникает индивидуальная гороскопная астрология (видимо, благодаря западному влиянию).
Лит.: Но Р. Y. Chinese mathematical astrology. L.; N. Y., 2003.
А. И.Кобзев.
Астрология в Индии. По преданию, астрология была «открыта» в Индии мудрецами-провидцами Бхригу, Парасара, Гарга и др. Астрономия, познания, послужившие основой для развития астрологии предзнаменований, характерной для ведийской эпохи (сочинение «Джьотиша-веданга», приписываемое некоему Лагадхе, 5-4 века до нашей эры), опирались на лунный календарь, в соответствии с которым год делился на 360 дней, а эклиптика на 27 или 28 накшатр («лунных домов»), а также на исследование положения и движения некоторых планет относительно созвездий. В ходе завоевательных походов Александра Македонского в Индию во 2-1 веках до нашей эры проникает эллинистическая гороскопная астрология, которая была переработана в свете идей кармы и сансары. Индийский математик и астроном 6 века Варахамихира (роль его в развитии индийской астрологии аналогична роли Птолемея для греческой астрологии) создал самый совершенный для своего времени календарь, используемый индийскими астрологами вплоть до настоящего времени. Начиная с 7 века разрабатывались методы предсказания длительности жизни (аюрдая), в 13 веке под влиянием персов и арабов возникла традиция ежегодных предсказаний (таджика). Индийская астрология проникла в Тибет, Китай, Юго-Восточную Азию, а также на Арабский Восток, оказав влияние на европейскую астрологию.
Традиционная «наука небесных светил» (джьотишастра) содержит 6 разделов: составление гороскопа (джатака), астрономические вычисления положений планет (ганита), астрономия небесной сферы (гола), мантика (нимитта), астрология вопросов (прашна) и элективная астрология (мухурта). Собственно астрология содержит определение как судьбы индивида по времени рождения, так и благоприятных моментов для какого-либо начинания - от индивидуального (женитьбы, зачатия и рождения детей, купли-продажи имущества, учёбы и бизнеса и т.п.) до общественного (строительство храмов, время проведения религиозных праздников и тому подобное; астрология играла и продолжает играть важную роль в политической жизни Индии).
В отличие от западной астрологии, индийская астрология в большей мере опирается на сидерический зодиак, располагающий все планеты и знаки на 23° ниже их положения на западной карте, благодаря чему учитывается постоянный сдвиг земной оси; широко используется и второй зодиак, состоящий из 27 накшатр. Важнейшим фактором для определения судьбы индивида считается положение Луны в день его рождения. Накшатрам, управляемым планетами (особенно лунными узлами, точками пересечения траектории Солнца и Луны - Раху и Кету), придаётся решающее значение, как в предсказаниях, так и в определении характера индивида и его окружения, но вместе с тем индийские астрологи, в отличие от западных, мало используют планеты Уран, Нептун и Плутон. Особенность индийской астрологии составляет и представление о существовании особых средств, с помощью которых можно избежать или ослабить неблагоприятные события, выявленные индивидуальным гороскопом (это амулеты из камней определённых видов, мантры, ритуалы).
Индийская астрология - единственная в современном мире, поддерживаемая официальной религиозной традицией - индуизмом и джайнизмом (наряду с аюрведой она считается одной из важнейших традиционных ведийских шастр - «наук», её преподают в высших учебных заведениях, издаётся множество астрологических журналов). Хотя классический буддизм, осуждающий всякого рода гадания и предсказания, отвергает астрологию, она приобрела авторитет в некоторых его тантристских направлениях (особенно в калачакре).
Лит.: Pingree D. The Yavanajataka of Sphujidhvaja: In 2 vol. Camb., 1978; Raman В. V. Hindu predictive astrology. 14th ed. Bangalore, 1981; Stone А. Ph. Hindu astrology: myths, symbols and realities. New Delhi, 1981.
В. Г. Лысенко.