Атеизм

АТЕИЗМ (от греческого ?θεος - безбожный), мировоззрение, отрицающее бытие Бога, а также существование сверхъестественного мира (ангелов, духов и т.п.); отрицание религии вообще. В европейской культуре под атеизмом обычно понимается отрицание существования личного Бога (смотри Теизм).

Многообразие исторических форм атеизма затрудняет его классификацию. Самая общая классификация атеизма предполагает разделение его на следующие типы: по феноменологическому и социологическому основаниям - на атеизм индивидуально-личностный и атеизм коллективный; по принадлежности к теоретической или практической сфере - на атеизм теоретический (по преимуществу философский) и атеизм практический, в котором отрицание Бога выражается в действиях одного человека или группы людей, включая и так называемый государственный атеизм, проявляющийся в законодательной системе и правовой практике государства.

В Ветхом Завете термин «безбожник» употребляется редко (2 Макк. 4:13; 3 Макк. 2:2); его функции выполняет слово «нечестивый» (r?s?’), противоположное понятию «благочестивый». О богоотрицании говорится в Псалтири: «Сказал безумец в сердце своём: "нет Бога"» (Пс. 13:1) - «безумец» означает человека нечестивого и грешного, не имеющего страха Божия (Пс. 35:2-5), отрицающего Бога в помыслах своих (Пс. 9:25). В Ветхом Завете в тесной связи с отрицанием Бога стоят отступничество и измена своему Богу (Иов. 21:14), сотворение себе новых богов и поклонение им (Иер. 16:20). Мотив отступничества от истинного Бога или незнания Его подчёркивается в Новом Завете апостолом Павлом в качестве основной черты атеизма (безбожия): «...вы были в то время без Христа... были безбожники (?θεοι) в мире» (Еф. 2:12).

Реклама

Атеизм в Древней Греции возник в связи с отрицанием культа и мистерий, а также антропоморфизма греческих богов. Термин «безбожный» (?θεος), изначально означающий «лишённый божества», впервые появляется у поэтов - Пиндара в «Пифийских одах» (4, 162), Эсхила в «Евменидах» ( 151) и Софокла в «Электре» (124). Цицерон в книге «О природе богов» (I, 2; I, 63) к атеистам причисляет поэта Диагора Мелосского, философа Феодора из Кирены и философа-софиста Протагора, сочинение которого о богах было сожжено. Секст Эмпирик в книге «Против учёных» называет атеистами софистов Продика и Крития (IX, 1, 50-57). Древне-греческое толкование «нечестивого» (ασεβ?ς) как атеиста, не почитающего общепризнанных государственных богов, оскверняющего святыни, во многом близко к библейскому толкованию безбожия. Платон в 10-й книге «Законов» (907d-910d) перечисляет религиозные преступления, за которые следует сурово наказывать нечестивых: это «отрицание богов», «отрицание промысла богов», «богослужения, не предусмотренные законом». Примерами древнегреческого понимания атеизма стали: решение афинского суда, приговорившего Сократа к смертной казни за «введение других богов», изгнание Анаксагора, обвинённого в «безбожии», и другие случаи преследования за действительные или мнимые расхождения с узаконенным почитанием богов. В Риме в 1-3 веках нашей эры гонению подвергались христиане, исповедовавшие веру в распятого на кресте и воскресшего Иисуса Христа, отрицавшую культ императора и поклонение ему как божеству, что считалось политически опасным.

Для религиозной и философской мысли средних веков атеизм не характерен. Связь христианского богословия и философии исключала в теоретической области саму возможность сомнения в существовании Бога. Еретические учения, сопровождавшие христианство в течение всей его истории, хотя иногда и назывались атеистическими, а их последователи - атеистами (безбожниками), в действительности таковыми не являлись.

Возрождение с его антропоцентризмом и стремлением к созданию нового культурного пространства, включающего ценности и достижения античной языческой культуры, подготовило условия для распространения атеизм в Европе, однако в своей основе оставалось эпохой религиозной. Из числа разнообразных направлений философской мысли эпохи Возрождения наиболее близким к атеизму оказывается пантеизм. Этого мировоззрения придерживались П. Помпонацци, Дж. Бруно, Т. Кампанелла, Дж. Ч. Ванини (1585-1619).

В европейской философии 17-18 века, проникнутой идеями рационализма и абсолютизации человеческого разума, ориентированной на научное (эмпирическое) познание законов природы, наиболее близки к атеизму пантеизм, деизм и материализм. Традиции пантеизма в 17 веке продолжал Б. Спиноза. Основные представители английского деизма - Дж. Толанд и А. Коллинз (1676-1729). Дальнейшее развитие деизм получил в 18 веке в философских трудах Вольтера, Д. Юма, Ж. Ж. Руссо. В формировании «дехристианизированной» «религии Разума», идеологии Великой французской революции 18 века, особую роль сыграли деизм и французский материализм. Механистические (смотри Механицизм) и натуралистические (смотри Натурализм) учения Ж. О. де Ламетри, Д. Дидро и К. А. Гельвеция могут быть отнесены к атеизму, однако наиболее полно это мировоззрение представлено в сочинениях П. А. Гольбаха.

Широкое распространение теоретический атеизм получил в 19-20 веках; он связан с философскими направлениями своего времени - позитивизмом, антропологической философией, анархизмом, материализмом, нигилизмом и философией жизни. Основные представители этих философских направлений – А. Шопенгауэр, Л. Фейербах, П. Ж. Прудон, К. Маркс, Ф. Ницше. Атеистические взгляды разделяли отдельные представители экзистенциализма (Ж. П. Сартр, А. Камю) и аналитической психологии (3. Фрейд, Т. Райк, Э. Фромм). Агностиком считал себя философ-неопозитивист Б. Рассел.

В России теоретический атеизм получил распространение лишь в 19 веке. Большинство атеистических учений в России берёт начало в европейской философии 18-19 века. Такие течения, как позитивизм (И. К. Михайловский), анархизм и нигилизм (М. А. Бакунин, Н. А. Добролюбов, С. Г. Нечаев, П.Н. Ткачёв), а также различные направления социализма (Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин) обозначили основные вехи распространения атеизма в России.

Своеобразие русского атеизма проявилось в превращении его в целостное мировоззрение, в разновидность «веры», по словам С. М. Достоевского, и в стремлении к немедленному практическому применению этой веры.

Государственный атеизм представляет собой возведённую в ранг государственной политики идеологию; в той или иной форме он предполагает: ограничение гражданских и политических прав верующих посредством законодательства или подзаконных актов, использование государственных, политических и общественных институтов для борьбы с религией и верующими, установление цензуры на религиозную литературу, воспитание граждан в духе атеизма. Государственный атеизм получил распространение в СССР, КНР, Камбодже и некоторых других странах.

С распадом СССР и принятием Конституции Российской Федерации атеизм перестал играть роль государственной идеологии. В Российской Федерации он продолжает существовать в качестве мировоззрения определённой части общества, как одно из течений общественной мысли.

Лит.: Ланге А. История материализма. СПб., 1881-1883. Т. 1-2; Корсунский П. Н. Судь­бы идеи о Боге в истории религиозно-фило­софского миросозерцания Древней Греции. Хар., 1890; Mauthner F. Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande. Stuttg.; B., 1920-1923. Bd 1-4; Маутнер Ф. Атеизм в эпоху Великой Французской революции. Л.; М., 1924; Гидулянов П. В. Отделение церк­ви от государства в СССР. М.. 1926; Бердя­ев Н. А. Истоки и смысл русского коммуниз­ма. Париж, 1955. М., 1990; Lubac H. de. Le drame de l’humanisme athée. P., 1983; Scepti­cism and irréligion in the seventeenth and eighteenth centuries / Ed. R. H. Popkin, A. Vanderjagt. Leiden; N. Y., 1993; Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом созна­нии постсоветской России / Под ред. К. Каа- риайнена и Д. Фурмана. М.; СПб., 2000.

А. Т. Казарян.