Авраам

АВРААМ (еврейский ?????, греческий ’Αβρα?μ, латинский Abraham), ветхозаветный патриарх. Родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племён. Об Аврааме повествуется в книге Бытия (11:27-25:11). С Авраама начинается новый этап Священной истории послепотопного времени. На пути из Ура Халдейского с отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой Авраам получил от Бога обетование и благословение о великом потомстве. По переселении Авраама в Ханаан Бог обещает его потомству отдать эту землю (Землю обетованную) и избирает Аврааме родоначальником Израиля (Бытие 12:2, 17:4-8; Ис. 51:2). На это избрание Авраам отвечает послушанием и верой.

Господь предсказал судьбу потомков Авраама, определив границы будущего израильского царства - «от реки Египетской до великой реки Евфрата» (Бытие 15:7-21), и заключил с Авраамом «завет вечный», дав обетование, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом Авраама и его потомков, рождённых от Сары.

Первоначальное имя Аврам было изменено Богом на Авраам (Бытие 17:5), библейская этимология (отец множества народов), а его жены Сары - на Сарра. Как знаменование завета Бог установил обрезание всякого младенца мужского пола и благословил Сарру, предсказав рождение Исаака.

Реклама

В дубраве Мамрийской Аврааму явились три странника (ангела), что в христианской традиции трактуется как явление Святой Троицы. Кульминацией испытания веры Авраама стало повеление Бога принести в жертву единственного сына Исаака. Авраам повиновался, но в последнее мгновение ангел Господень остановил его, и вместо Исаака в жертву был принесён овен. В награду Бог подтвердил обетования, данные Аврааму ранее.

В иудейской традиции Авраам уже в период Второго храма стал героем многих легенд. Выросший в среде идолопоклонников, Авраам обратился к Единому Богу и проповедовал Его (книга Юбилеев, 11:16; 12:1-21; 20:7-10; 21:3-5, 21-25; 22:6; Иосиф Флавий. Иудейские древности, I, 7, 1; Апокалипсис Авраама, 1-8, и др.).

Эллинистический иудаизм воспринимал Авраама как воплощение эллинского идеала добродетели (Прем.; Филон Александрийский. Об Аврааме, 52-54; Оракулы Сивиллы, III, 218). С именем Авраама связывались также некоторые апокрифы и псевдоэпиграфы: Апокалипсис Авраама (79-81 нашей эры ?), Завет Авраама (2 век до нашей эры – 6 век нашей эры).

В христианской традиции Авраам  - отец всех верующих. Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама. Однако причастности к детям Авраама недостаточно для спасения, на что надеялись иудеи, ибо Христос - больше Авраама (Ин. 8:52-59). Благословение Авраама и завет Бога с ним исполнились во Христе (Деяния 3:25), и христиане вправе именовать себя избранным народом (Ириней Лионский, Иустин Философ и др.).

В коранической традиции Авраам (арабский Ibrahim) - праотец арабов и евреев, основатель монотеизма, свободного от последующих искажений. Бог ниспослал Аврааму писание, которое именуется «книгой Авраама» (Коран, 19:42) и «свитками Авраама » (Коран, 53:37-38; 87:19). По преданию, Авраам возвёл дом Божий на том месте, где теперь находится Кааба, и установил паломничество к нему (Коран, 2:119-121; 22:27).

Три монотеистические религии (иудаизм, христианство и ислам), исповедующие, подобно Аврааму, веру в Единого Бога, именуются авраамическими.

День памяти Авраама  православная церковь отмечает 9 (22) октября.

Жертвоприношение АвраамаИконография. В ранневизантийском искусстве Авраам иногда изображался юным, в короткой тунике, но распространение получила иконография, представленная в росписях синагоги в Дура-Европос в Сирии (245-256): Авраам - зрелый муж или старец, в длинной тунике с клавами и в паллиуме.

В средневековом искусстве Западной Европы иногда изображался в короне (как предок Христа), до 9 века - без нимба. Наиболее часто Авраам фигурирует в сюжетах «Жертвоприношение Авраама» (символ Евхаристии) и «Гостеприимство Авраама» («Явление трёх ангелов Аврааму»); самые ранние примеры - в росписях катакомб Присциллы (2 век) и на Виа Латина (4 век) в Риме, в рельефах саркофагов. Сюжеты, связанные с Авраамом, часто встречаются в росписях и мозаиках (например, в церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440; в церкви Сан-Витале в Равенне, 6 век), в пластическом декоре сакральных зданий (Шартрский собор; рельефы дверей флорентийского баптистерия работы Ф. Брунеллески и Л. Гиберти и других). Сюжет «Гостеприимство Авраама» с 9 века получает распространение также в византийском и древнерусском искусстве. В различных его вариантах Авраам предстоит ангелам, омывает им ноги, подносит чашу и т.п.

В 9 веке возникает иконография, получившая название «Лоно Авраамово» (входившая в композицию Страшного суда, в том числе в скульптурных порталах, миниатюрах, росписях, например, Успенского собора во Владимире): Авраам в раю, на троне, с душой евангельского бедняка Лазаря на коленях; по сторонам от Авраама восседают праотцы Исаак и Иаков. Изображения Авраама как ветхозаветного праведника встречаются в византийском искусстве, начиная с 14 века, с 16 века образ Авраама включался в состав праотеческого чина русских иконостасов.

Лит.: Александров Н., священная История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям святых отцов и других писателей. Казань, 1901; Зыков В. И., священный Библейский патриарх Авраам: библейско-исторический апологетический очерк. П., 1914; Moubarac У. Abraham dans le Coran. Р., 1958 [bibl.]; Bell R. The origin of Islam in its Christian environment. L., 1968; Van Seter J. Abraham in history and tradition. Yale, 1987; Araдa: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей/Перевод С. Г. Фруга. М., 1993; Вейнберг И. Введение в Танах: В 4 часть М.; Иерусалим, 2003. Ч. 3.

И. Л. Бусева-Давыдова (иконография Авраама);

Е. А. Молодов.