Автомобиль
АВТОМОБИЛЬ (от авто... и латинского mobilis - движущийся), колёсное транспортное средство с собственным двигателем и рулевым управлением. Имеет, как правило, не менее четырёх колёс.
Попытки создания «самобеглых» экипажей (без лошадей, быков и другой тягловой силы) предпринимались, начиная с 18 века. В 1769 году военный инженер Н. Ж. Кюньо во Франции построил повозку с паровым двигателем. Несколько позже появились паровые коляски в Германии и Англии. Однако экипажи с паровым двигателем были тяжёлыми, неудобными для пользования и поэтому не получили практического применения. Ситуация принципиально изменилась после создания двигателя внутренняя сгорания. В 1885-86 годах немецкие инженеры Г. Даймлер и К. Бенц независимо друг от друга запатентовали коляски с бензиновым двигателем, которые и принято считать первыми автомобилями в мире. Началом истории российского автомобилестроения является автомобиль, построенный Е.А. Яковлевым и П. А. Фрезе в 1896 году. Он имел одноцилиндровый четырёхтактный двигатель и мог развивать скорость свыше 20 км/ч.
Реклама
На рубеже 19-20 веков началось промышленное изготовление автомобилей во многих странах мира. В России первые автомобили, носившие название «РуссоБалт», были изготовлены в 1908 году на Русско-Балтийском вагонном заводе в г. Рига. Начало массового выпуска автомобилей связано с именем американского предпринимателя Г. Форда. В 1913 году он организовал промышленное производство автомобиля «Форд-Т».
Автомобили подразделяются на легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и автомобили специального назначения. Для каждого из приведённых типов автомобилей имеется более подробная классификация по различным признакам. Например, легковые автомобили могут подразделяться: по назначению; по рабочему объёму двигателя; по габаритным размерам; по типу кузова. Отдельную группу составляют троллейбусы - средства городского транспорта с электродвигателем, получающим электроэнергию через контактную сеть.
Несмотря на огромное многообразие типов и моделей современных автомобилей, конструкция каждого из них состоит из набора определённых блоков. К таким конструктивным блокам относятся: автомобильный двигатель; кузов автомобиля (кабина); шасси, объединяющее движитель, трансмиссию автомобиля, системы управления автомобилем, подвеску автомобиля, несущую систему. Основной тип движителя для автомобилей - колесо автомобильное. Иногда в автомобилях применяют комбинированные движители: для автомобилей повышенной проходимости - колёсно-гусеничные движители, для амфибий - колёсные (при движении по дороге) и водомётные (на плаву) движители. В качестве автомобильного двигателя используется преимущественно двигатель внутреннего сгорания. В ряде случаев на автомобиль могут быть установлены несколько двигателей различных типов (например, двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель), связанные друг с другом трансмиссией (гибридный автомобиль). Кузов (кабина) служит для размещения водителя, пассажиров, груза или специального оборудования. В ряде случаев кузов выполняет функции несущей системы (несущий кузов). К кузову принято относить также многие узлы, агрегаты, подсистемы, не попавшие в другие системы автомобиля (внешние световые приборы, системы поддержания климата в салоне, ряд устройств безопасности для водителя и пассажиров и так далее). Трансмиссия автомобиля служит для передачи механической энергии от двигателя к движителям. Системы управления автомобиля включают в себя рулевое управление, тормозную систему, управление двигателем, трансмиссией, температурой в кабине автомобиля и т. д.
Свойства автомобиля можно разделить на три группы: функциональные, потребительские и характеризующие уровень общественной безопасности.
Функциональные свойства определяют способность автомобиля эффективно выполнять свою основную функцию - перевозку людей, грузов, оборудования, т. е. характеризует автомобиль как транспортное средство. К этой группе свойств относятся: тягово-скоростные и тормозные свойства, управляемость и устойчивость, топливная экономичность, манёвренность, проходимость, плавность хода, надёжность, приспособленность к погрузке-выгрузке груза (посадке-высадке пассажиров).
Потребительские свойства характеризуют способность автомобиля удовлетворять требования водителя или пассажира автомобиля, не связанные непосредственно с эффективностью выполнения транспортного процесса. Перечень потребительских свойств автомобиля каждым человеком определяется индивидуально. К таким свойствам, в частности, относятся: уровень комфорта, определяемый наличием систем регулирования температуры (отопитель, кондиционер, климат-контроль), качеством аудиосистемы, наличием сервоприводов (электроподъёмники стёкол, дистанционное запирание дверей и тому подобное), качеством материалов обивки салона и др.; приспособленность к перевозке громоздких вещей, например лыж; наличие устройств связи с внешним миром (телефон, телевизор, навигационная система); привлекательность внешнего вида автомобиля; престижность, соответствие моде.
Средства, обеспечивающие общественную безопасность автомобиля (активную, пассивную и экологическую), регламентируются государством и контролируются перед началом выпуска и в течение всего срока эксплуатации. Средства активной безопасности (например, усилители рулевого управления) направлены на снижение вероятности дорожно-транспортного происшествия, средства пассивной безопасности (подушка, ремни и др.) - на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Экологическая безопасность характеризует степень воздействия автомобиля на окружающую среду. Об особенностях и технических характеристиках отдельных классов автомобиля смотри в статьях Автобус, Грузовой автомобиль, Легковой автомобиль.
Эффективность использования автомобиля оценивают обобщёнными критериями: производительность, экономичность, надёжность (срок службы, безаварийность и т.п.). Хотя трудоёмкость и денежные затраты на автомобильный транспорт выше по сравнению с другими видами транспорта, автоперевозки экономически выгодны, т.к. доставка грузов «от двери до двери» без промежуточных перегрузок уменьшает затраты и сокращает время нахождения грузов в пути. Автомобиль эффективен в качестве городского транспорта, для контейнерных перевозок, незаменим при доставке крупногабаритных конструкций на стройплощадки, при вывозе сельскохозяйственной продукции с полей и т.п.
Структура автомобильного транспорта в разных странах определяется условиями их исторического и экономического развития. В России в конце 20 века существенно изменилась структура подвижного состава и предприятий по обслуживанию и ремонту автомобилей. Резко снизилось производство и использование грузовых автомобилей средней (4-6 т) грузоподъёмности, при этом вырос парк грузовых автомобилей малой (1—3 т) и большой грузоподъёмности (свыше 16 т; например, автопоезда для междугородних и международных перевозок); сократилось число крупных автокомбинатов грузовых автомобилей; увеличился парк легковых автомобилей, причём доля импортных легковых автомобилей составила более 35%. В городах всё большее развитие получает сеть маршрутных такси.
Лит.: Литвинов А. С., Фаробин Я. Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. М., 1989; Туренко А.Н., Богомолов В.А., Клименко В. И. История инженерной деятельности. Развитие автомобилестроения. Хар., 1999; Braess Н. Н. Vieweg Handbuch Kraftfahrzeugtechnik. Wiesbaden, 2003.
А. М. Иванов, А. Н. Нарбут.