Аюрведа
АЮРВЕДА (санскритский; «аюр» - долголетие и «веда» - знание, буквально - наука о долголетии), система медицины, сформировавшаяся в рамках индуизма и широко распространённая в Индии, а также в странах Южной, Юго-Восточной и Западной Азии. В отличие от медицинской практики народных целителей, астрологов, шаманов, жрецов, специалистов по укусам змей и др., основанной исключительно на магическом понимании болезни, классическая аюрведа понимает здоровье и болезнь в рамках более общих мировоззренческих и биологических принципов (баланс и дисбаланс трёх физиологических факторов, напоминающих гуморы Гиппократа и Галена, влияние кармы и тому подобное), связана с богатой учёной традицией и развивалась главным образом брахманами.
Происхождение аюрведы до сих пор остаётся предметом научных споров. Мифическая история её возникновения излагается во всех авторитетных текстах аюрведы: создатель вселенной Брахма передал свои медицинские познания Праджапати, тот, в свою очередь, — Ашвинам и Индре. Дивадасе, царю Каши, считавшемуся инкарнацией бога врачевания Дханвантари, Индра открыл хирургию (шалья), а Айтрее Пунарвасу — науку внутренней медицины (кая чикитса). Результаты развития школы Дивадасы систематизированы Сушрутой в «Сушрута-самхите», а школы Айтреи - придворным врачом царя Канишки Чаракой в «Чарака-самхите» (1 век нашей эры).
Реклама
В действительности оба текста пополнялись в течение многих веков: «Чарака-самхита» окончательно отредактирована около 5 века, а «Сушрута-самхита» - в 7 веке. Другие важные тексты аюрведы - «Аштангахридая-самхита» Вагбхаты (около 600) и «Мадхаванидана» Мадхавакары (около 700). Аюрведа развивалась как творческая традиция вплоть до 17 века. В последнее время правительство Индии оказывает значительную поддержку исследованиям по аюрведической медицине.
Структура аюрведы, согласно индийским нормам, восьмерична (сравни восьмеричную йогу Патанджали и трактат лингвиста Патанджали «Восемь уроков»): терапия, наука о болезнях отдельных органов, хирургия, токсикология, лечение психических заболеваний, педиатрия, омоложение, наука увеличения жизненных сил. Все медицинские трактаты содержат подробные классификации болезней (по симптомам, излечимости), методы изучения этиологии, диагностики (использовались все пять чувств - слух для определения характера дыхания и голоса больного, пальпация, наблюдение и др.), прогноза болезни, лечения, а также подробные сведения по эмбриологии, анатомии, физиологии, фармакологии (Чараке было известно 500 лечебных трав, Сушруте - 750; кроме того, употреблялись средства животного происхождения - молоко и жир разных животных, их кости, жёлчные камни и тому подобное, а также минералы), личной гигиене (омовение и втирание в тело масел, очищение зубов и использование примочек для глаз), санитарии, подготовке врача, способам полемики и обсуждения медицинских вопросов, врачебной этике. Врач аюрведы - не просто лекарь-практик, а шастрин, учёный муж, знаток богатейшей литературной традиции.
Медицинская теория аюрведы опиралась на философские концепции главным образом вайшешики и санкхьи (в частности, на учение о трёх гунах). Человек (пуруша), рассматриваемый в аюрведе как вселенная в миниатюре, микрокосм, есть совокупность трёх важнейших составляющих - тела, органов чувств (индрий) и души (атман); тело и органы чувств состоят из пяти элементов (акаши, ветра, огня, воды и земли). Индийские медики понимали человеческий организм не как систему фиксированных органов, а как совокупность каналов, по которым циркулируют энергетические флюиды (принципы ахимсы запрещали причинять вред даже мёртвому телу, рекомендовалось держать труп в воде целую неделю, чтобы легче было разделить его на части, не прибегая к вскрытию; оттого представления традиционных индийских врачей об анатомии, за исключением детального знания костей, мускулов и связок, были весьма приблизительными). Пять элементов в разных пропорциях входят в состав основных частей тела (дхату) - хилуса, крови, плоти, жира, костей, костного мозга и спермы - и образуют три доши: вату (ветер), питту (жёлчь) и капху (флегму) (по аналогии с доктриной гуморов древних греков их называют гуморами).
Если дхату - это конкретные структурные компоненты, то доши - скорее абстрактные функции: моторная, связанная с ветром и действием гуны саттвы (дыхание, глотание, говорение, выведение экскрементов, роды, кровообращение и двигательная активность в целом); энергетическая, связанная с огнём и действием гуны раджаса (пищеварение, окрашивание тканей, размышление, память, зрительное восприятие, блеск кожи); и интегративная, связанная с водой и землёй, а также с действием гуны тамаса (водная субстанция внутри тела, поддержание сердца, слюноотделение, связывание суставов, успокоение органов чувств). Все твёрдые части тела являются результатом «варки» (на внутреннем огне) его жидких частей. Физиология тела, по аюрведе, отражает действие стихий в природе, где все вегетативные процессы протекают под воздействием жара Солнца.
Люди, животные, растения, природные и психологические явления (времена года, разные периоды суток, стихии, климатические условия, пищевые продукты, типы соматической конституции, поведения, запахи, вкусы, ощущения и т.п.) делятся в аюрведе на три категории по преобладанию в них ваты, питты или капхи. На индивидуальном уровне воссоздание равновесия гуморов достигается за счёт «подавления» избыточного элемента. Например, болезни, вызванные жёлчью, лечатся жидкой пищей, остужающей огонь, в условиях дождливого климата или прохладного времени года - соответствующими остужающими средствами гигиены, запахами и ощущениями, успокаивающим общением и тому подобное. Болезни, вызванные флегмой, напротив, - огненной пищей, жарким климатом и т.п. Помимо нарушения дхату, причиной болезни могут стать и внешние факторы: повреждение частей тела, отравление и происки сверхъестественных сил (духов предков, демонов и т.п.), а также влияние кармы - проступков человека в прошлых существованиях (карма-випака). В аюрведе используются четыре основные разновидности терапии: очистительная (саншодхана) - употребление слабительных, рвотных средств, капель для носа и т.п.; успокаивающая (саншамана) - втирание масел и приём внутрь отваров; диета (ахара) и правила поведения (ачара) - упражнения для трёх главных составляющих психосоматического комплекса (тела, речи и ума). Лечение может включать также религиозные ритуалы и произнесение мантр (магических формул).
Таким образом, здоровье и болезнь предстают как сложные многофакторные явления, связанные не только с физиологией и экологией, но и с моральным состоянием индивида и вселенной в целом. Согласно традиционной классификации, основными причинами болезней являются:
1) неправильное соединение органов чувств с их объектами, устраняемое с помощью диеты, хирургического вмешательства и специальных лекарств;
2) недостаток мудрости, связанный с аффективной, мыслительной, речевой и моторной деятельностью индивида, устраняемый с помощью йоги и медитации;
3) время или смена времён года (кала), включающая окружение человека, его среду.
Стратегия устранения каждой из трёх причин заключается в поисках того, что соответствует (саатмья, буквально - совпадающее с сутью, душой) психосоматической конституции данного конкретного человека, начиная с питания и кончая климатом и средой.
Хотя медицинские тексты свидетельствуют об очень раннем знакомстве индийских врачей со сложными хирургическими операциями типа кесарева сечения, эмбриотомии, пластической хирургией и т.п., но под воздействием идеологии ненасилия (ахимса) хирургия в эпоху расцвета индуизма практически исчезает из врачебной практики, уступая место более «мягким» методам воздействия на организм - очистительным процедурам, применению «успокаивающих» лекарственных препаратов и диеты. В качестве холистической (целостной) медицины аюрведа является чем-то большим, чем медицина в европейском понимании термина: скорее это наука о жизни в самом широком смысле слова.
Лит.: Dasgupta S. A history of Indian philosophy. Camb., 1922. Vol. 2; Studies on Indian medical history. Groningen, 1987; Zimmermarin F. Le Discours des remèdes au pays des épices: enquête sur la médicine hindoue. P., 1989; Paths to Asian medical knowledge. Berk, a. o., 1992.
В. Г. Лысенко.