Азербайджанцы

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ (самоназвание - азербайджанлылар), народ в Азербайджане и на севере Ирана (Южный Азербайджан). Численность в Азербайджане 5,8 миллионов человек (2000, оценка; согласно переписи 1999 года - 7,2 миллионов человек), в Иране - 10,8 миллионов человек. Живут также в Турции (700 тысяч человек), Ираке (по разным оценкам, от 300 тысяч до 1,3 миллиона человек; в Ираке азербайджанцев называют туркменами или турками), России (621,8 тысяч человек; 2002, перепись), Грузии (300 тысяч человек), Казахстане (90 тысяч человек), Узбекистане (55 тысяч человек), Украине (36 тысяч человек), Туркмении (42 тысяч человек), Афганистане и др. Существуют другие оценки, сильно завышающие численность азербайджанцев за счёт включения в них других тюркоязычных групп. В 19 - начале 20 века в официальных российский документах азербайджанцев называли тюрками, татарами. Субэтническая группа азербайджанцев - айрумы; к ним близки живущие в Иране и Афганистане афшары, баяты, карадагцы, карапапахи, падары, шахсевены и др., традиционно ведущие кочевой образ жизни. Говорят на азербайджанском языке. Верующие главным образом мусульмане-шииты, на севере Азербайджана и юге Дагестана есть также сунниты ханафитского мазхаба.

Реклама

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫДо начала 2-го тысячелетия население Азербайджана говорило на северокавказских (агванском языке и др.) и иранских (азери, к носителям которых восходят современные талыши, и средне-персидский, к которому восходит язык современных татов) языках. С 1-го тысячелетия нашей эры сюда проникают тюркские народы (гунны, хазары, булгары, печенеги и др.). Новая волна тюркизации местного населения связана с вторжением огузов (11-13 век). В позднем Средневековье азербайджанцы расселились в других регионах Кавказа. Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Характерен древний тип жилища-полуземлянки (карадам, или гарадам) с кровлей в виде ложного свода, опирающейся на столбы, и очагом в центре. Традиционная мужская и женская одежда - рубаха, широкие штаны-шальвары, куртка-архалук, на ногах - джорабы, кожаная обувь типа поршней (аяг кабы), у мужчин - кафтан-чуха, на голове - папаха, у женщин - юбка, головной убор - круглая шапочка и сверху платок. Азербайджанское искусство восходит к средневековым традициям: резьба по дереву и камню, изготовление поливной керамики (особенно в г. Гянджа), украшений с эмалью и драгоценными камнями, медной посуды с гравировкой (особенно в селе Лагич), оружия, орнаментированного чеканкой, гравировкой и чернью, шёлковых узорных тканей (узор наносится при помощи воска), ворсовых и безворсовых ковров (к 18 веку сложились местные школы ковроделия: куба-ширванская, тебризская, гянджа-казахская, карабахская), изготовление сумок, попон и т.п. из ковровой ткани, вышивка по бархату и атласу золотыми и цветными нитями и др.

азербайджанское вязаниеФольклор. Распространены сказки, легенды, притчи, анекдоты. Народная музыка в своей основе одноголосна. Трудовые песни - пастушеские (в том числе речитативно-импровизационные песни с возгласами, сопровождающие выпас овец) и земледельческие (речитативно-импровизационные пахотные, молотильные, с чётким ритмом мотыжные и др.). Календарно-обрядовые - песни аграрных праздников, песни-заклинания (дождя, засухи, ветра). Среди семейно-обрядовых жанров значительное место занимают славления жениха и невесты; похоронные причитания исполняются профессиональными плакальщицами. Самая большая группа песен - бытовые (любовные - часто в форме диалога юноши и девушки, о природе, песни-размышления, шуточные). Танцы: женские сольные (сюзме, узундара), круговой обрядовый (яллы), массовый мужской (шалахо), мужские воинственные (джанги, казахи). Традиционные инструменты: смычковый кеманча, щипковые саз и тар; духовые — флейта тутек, язычковые зурна и балабан; бубен даф, или габал, барабаны нагара и бала-нагара, глиняные литавры гош-нагара, или думбул. Распространены ансамбли духовых инструментов (например, 2 зурны и 1-2 ударных), исполняющие танцевальные и обрядовые наигрыши, и струнные ансамбли (саз, кеманча, тар, даф). Устное профессиональное искусство представлено дастанами - героико-эпическими (особенно известен эпос «Кёр-оглы») и лирическими (любовно-романтические сюжеты составляют основу дастанов «Дели и Керим», «Ашиг-Гариб»); с дастанами связано творчество ашугов. Развито искусство му гама.

Лит.: Кероглу. Баку, 1959; Гаджибеков У. Основы азербайджанской народной музыки. 3-е изд. Баку, 1985; Азербайджанский фольклор. Баку, 1989.   

Б. Р. Логашова; Н. Д. Пчелинцева (искусство); М. И. Шилакадзе, Э. А. Мирзоева (фольклор).