Боас Франц Ури

Боас (Boas) Франц УриБОАС (Boas) Франц Ури (9.7.1858, Минден, Пруссия - 21.12.1942, Нью-Йорк), американский антрополог. В 1877-81 годах учился физике, математике и географии в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля. В 1883-84 годах исследовал эскимосов в экспедиции на остров Баффинова Земля. В 1885-86 годах - в Берлинском университете, ассистент А. Бастиана в Этнографическом музее в Берлине. С 1886 года в США: редактор отдела географии журнала «Наука» («Science») (1886-1888 годы), преподаватель антропологии в университете Кларка в Вустере (штат Массачусетс) (1888-92 годы), сотрудник Музея естественной истории в Чикаго (1892-96 годы), отдела этнологии Музея естественной истории в Нью-Йорке (1896-1905 годы). С 1896 года преподавал антропологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке (в 1899 году первым в США получил звание «полного профессора» антропологии). В 1886-1931 годах вёл полевую работу среди индейцев Британской Колумбии (квакиютль, тлинкитов, цимшиан и др.) и Юго-Запада США (1919-22 годы); проводил антропологические и археологические исследования в Мексике (1912 год) и Пуэрто-Рико (1915 год). Был создателем Американского фольклорного общества (1888 год), «Журнала американского фольклора» («Journal of American Folklore», 1889 год), одним из основателей (1902 год)и президентом (1907-08 годы) Американской антропологической ассоциации, президентом Нью-Йоркской Академии Наук (1910 год), создателем «Международного журнала американской лингвистики» («International Journal of American Linguistics», 1917 год), президентом Американского лингвистического общества (1928 год), Американской ассоциации содействия развитию науки (1931 год).

Реклама

Боас, испытавший в молодости влияние господствовавшего в антропологии 19 века эволюционизма (прежде всего А. Бастиана, Л. Г. Моргана, Э. Б. Тайлора), с 1890-х годов пришёл к пересмотру его постулатов и стал основателем исторической школы в антропологии. Допуская существование общих (но не однолинейных) законов развития культуры, он отрицал возможность рассмотрения истории культуры человечества как целого, а не как истории отдельных самобытных культур, сложившихся в уникальных исторических, социальных и географических условиях. Боас настаивал на необходимости отказа от свойственного эволюционизму универсалистского и по сути европоцентристского подхода к культурам, отрицал единые критерии культурного прогресса и сам прогресс как поступательное движение от простого к сложному, деление культур на «высокие» и «низкие». Таким образом, Боас сформулировал важнейший принцип культурного релятивизма, разделяемый представителями большинства течений в антропологии 20 - начала 21 веков. В конце 19 - начале 20 веков, изучая культурные изменения, возникающие в результате заимствований в пределах небольших географических ареалов (главным образом на материале индейцев Северной Америки), Боас был близок к диффузионизму. В 1920-30-е годы отошёл от диффузионизма, рассматривая культуру как целостную систему и уделяя больше внимания внутренним факторам её изменения. Большое значение Боас придавал психологическим факторам (влияние Бастиана), считая, что движущие силы культурной динамики заключены в людях, объединённых в социальные группы, а не в абстрактных культурах; он доказывал, что между мышлением первобытного и современного человека нет принципиальных различий. Боас считал необходимым избегать любого детерминизма - географического, биологического, психологического, экономического. Благодаря Боасу утвердилось наименование «культурная антропология» (к 1919 году), и антропология превратилась во всеобъемлющую дисциплину, рассматривающую все аспекты существования культуры и человека, и одновременно в метод, который может применяться во множестве смежных областей знания, определился стандартный набор субдисциплин (the four-field approach: физическая антропология, археология, лингвистика и этнография - смотри в статье Антропология). Боас первым превратил полевые исследования в необходимое условие профессиональной работы антрополога (под влиянием А. Гумбольдта), стал применять статистическую обработку антропологических данных. В первые десятилетия 20 века Боас фактически координировал все аспекты антропологических исследований и преподавания в США, заложил основы американской прикладной антропологии.

Работы Боаса в этнолингвистике (изучение взаимоотношений языка и культуры) связаны с идеей так называемой лингвистической относительности, согласно которой картина мира в сознании человека зависит не столько от окружающей его реальности, сколько от классификационной сетки, навязываемой ему грамматикой и лексикой родного языка. В дескриптивной лингвистике наследие Боаса связано прежде всего с разработкой методов полевого исследования языка и его формального синхронного описания. К Боасу (через Р. Якобсона) восходит современное понимание грамматической категории. Боасу принадлежит основная заслуга в дискредитации мнения о существовании так называемых примитивных языков: он показал, что, хотя грамматический и лексический строй языков различаются, все они сложно организованы и позволяют выражать разнообразное содержание в силу единства биологических основ языковых и мыслительных возможностей людей всех рас и культур.

Боас был учителем А. Л. Крёбера, К. Уисслера, М. Дж. Херсковица, Р. Ф. Бенедикт, М. Мид, Э. Сепира и др.; сильное влияние Боаса испытал Л. Блумфилд. Боас был широко известен своими леволиберальными, антирасистскими и антифашистскими убеждениями. В 1938 году он создал и возглавил Комитет американских учёных, под антифашистским манифестом которого подписались 1284 учёных. В 1933 году книга Боаса «Ум первобытного человека» подверглась сожжению в Германии, а его степень доктора Кильского университета была аннулирована.

Соч.: The mind of primitive man. N. Y., 1911. 2nd ed. N. Y., 1938; Handbook of American Indian languages. Wash., 1911-1922. Vol. 1-2 (ed.); Kultur und Rasse. L., 1914; Ум первобытного человека. М.; Л., 1926; Primitive art. Oslo, 1927; Anthropology and modern life. N. Y., 1928; General anthropology. N. Y., 1938 (ed.); Race, language and culture. N. Y., 1940; Race and democratic society, N. Y., 1945; Kwakiutl ethnography. Chi., 1966.

Лит.: F. Boas. Menasha, 1943; Herskovits М. J. F.Boas: The science of man in the making. N. Y., 1953; The anthropology of F. Boas. Menasha, 1959; Stocking G. W. Jr. F. Boas reader: shaping of American anthropology, 1883-1911. Chi., 1982; Hyatt М. F. Boas, social activist. The dynamics of ethnicity. Westport, 1990.

Д. М. Бондаренко.