Антропология

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо... и ...логия), совокупность дисциплин, изучающих человека, его физическую и психическую организацию, социальную деятельность и культуру. Первое употребление термина принадлежит Аристотелю. В период формирования антропологии как науки (18-середина 19 века) преобладало широкое понимание антропологии как универсальной науки о человеке - его естественной истории, физической организации, психологии, культуре, языке. В это время появились первые общие концепции природы человека и человеческого общества, предвосхищающие теории географического детерминизма и эволюционизма.

А. Р. Ж. Тюрго сформулировал идею последовательной смены охотничьей, скотоводческой и земледельческой стадий развития человеческого общества; К. Линнеем определено место человека в биологической классификации. Систематизации знаний о человеке способствовали гуманитарные научные открытия 1-й половины 19 века: развитие сравнительно-исторического языкознания, периодизации в археологии и др. Большое значение для становления знаний о древнейшей человеческой истории имели открытия в археологии первобытности. К середине 19 века в антропологии возобладал эволюционистский взгляд на человека, связанный, в частности, с развитием изучения биологии человека и с возникновением симиальной теории Ч. Дарвина.

Реклама

В середине 19 века возникают антропологические научные общества. В 1855 году был открыт отдел антропологии парижского Музея естественной истории. В 1859 году П. Брока на основе существовавшего ранее Этнологического общества создал первое Антропологическое общество во Франции, аналогичные общества возникли в других странах: в Великобритании (Антропологическое общество, 1863 год, в 1871 году слившееся с существовавшим ранее Этнологическим обществом в Королевский антропологический институт), России (Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии, 1863 год), Германии (Общество антропологии, этнологии и доистории, 1869 год), Италии (Общество антропологии и этнологии во Флоренции и Риме, 1868 год и 1871 год соответственно).

В дальнейшем за термином «антропология» закрепились различные значения в разных странах: во Франции и России под антропологией стали понимать главным образом изучение биологии (физическая, или биологическая, антропология), в англоязычных странах антропология включала также изучение социальной и культурной деятельности человека (социальная, или культурная, антропология), в том числе в странах Северной Америки - археологии и исторической лингвистики.

Социальная (культурная) антропология. Термин «социальная антропология» принят в основном в Великобритании и странах Содружества, «культурная антропология» - в странах Северной Америки. Различие в именовании связано с тем, что основным объектом изучения в британской школе считалась социальная организация, в американской - культура. Этнография в обеих школах понимается как субдисциплина социальной (культурной) антропологии, включающая непосредственно полевую деятельность по исследованию и первичному описанию социальной организации и культуры того или иного народа. Социальная (культурная) антропология, таким образом, опирается на этнографические описания в построении более общей теоретической картины. В континентальной Европе и России для социальной (культурной) антропологии более распространён термин «этиология», ранее в России преобладал термин «этнография».

Первые сведения о культуре различных народов стали собирать писатели древности - авторы исторических и географических трудов (Геродот, Ксенофонт, Страбон, Г. Юлий Цезарь, Плиний Старший, Тацит, Клавдий Птолемей и др.). В средние века описания народов оставили арабские авторы (Бируни, Масуди, Ибн Фадлан и др.), европейские путешественники на Восток и в Россию (Дж. да Плано Карпини, В. Рубрук, Марко Поло, С. фон Герберштейн и др.); в колониальную эпоху - мореплаватели (Х. Колумб, Ф. Магеллан, А. д’Орбиньи, Ж. Ф. Лаперуз, Дж. Кук) и миссионеры (Д. де Ланда, Ж. Лафито и др.).

Деятели Просвещения, развивавшие идеи поступательного прогресса (Вольтер, А. Фергюсон, Ж. Кондорсе), в жизни «примитивных» народов видели первоначальную стадию развития человечества; другие идеализировали эту жизнь как «счастливое детство» человечества, не испорченное цивилизацией (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро). В эпоху романтизма в круг интересов европейских интеллектуалов была включена народная культура народов Европы. В среде немецких романтиков появился термин «народоведение» (Volks- kunde), ими была основана мифологическая школа. Изучение народной культуры было связано с образованием самостоятельных государств, ростом национализма и освободительными движениями в Европе (в славянских, скандинавских странах, Финляндии и тому подобное). В то же время потребности колониального управления стимулировали изучение неевропейских народов.

В период становления социальной антропологии главным теоретическим направлением было учение о развитии человечества в виде смены последовательных стадий (эволюционизм). С конца 19 века антропологическими исследованиями стали заниматься профессионально подготовленные специалисты. Снаряжались антропологические экспедиции: К. фон ден Штейнена, Ф. Боаса, Л. Фробениуса и др. Возникли кафедры и факультеты антропологии в университетах (в 1879 году - в Рочестере, США, в 1884 году - в Оксфорде и др.), специальные журналы и серийные издания, антропологические коллекции и музеи: этнографические музеи в Будапеште (1872 год) и Стокгольме (1880 год), Музей человека в Париже (1878 год), этнографический музей Скансен на открытом воздухе под Стокгольмом (1891 год), Чикагский музей естественной истории (1893 год), Музей антропологии при Калифорнийском университете в Беркли (1901 год), Музей индейца в Нью-Йорке (1916 год) и др.

С развитием профессионального образования и систематических исследований эволюционизм утратил монопольное положение. Ведущие направления и школы социальной антропологии конца 19-середины 20 веков вместо глобальных построений уделяли внимание региональному своеобразию культур и их взаимовлиянию (диффузионизм, культурно-историческая школа, культурных кругов теория, историческая школа, холокультурализм, культурный релятивизм и др.). Развивался взгляд на культуру как на систему взаимодействующих функций (функционализм). В антропологию внедрялись методы социологии, психологии и лингвистики (школы Э. Дюркгейма, М. Мосса, Л. Леви-Брюля, 3. Фрейда; бихевиоризм, этнопсихология, структурализм, когнитивная антропология). Применение методов социальной антропологии в исторических исследованиях дало начало исторической антропологии.

В 1-й половине 20 века интересы антропологов сосредоточивались на бесписьменных, так называемых примитивных, или первобытных, культурах, распространённых на перифериях мировых цивилизаций, а также на традиционно ориентированных крестьянских обществах Старого и Нового Света. К середине 20 века был собран огромный материал по системам родства, возрастным классам, брачным и властным отношениям, бытовым традициям, ритуалам, мифологии, фольклору. Предпринимались попытки систематизировать эти данные с применением методов статистики (Дж. П. Мёрдок). С середины 20 века на первый план вышли исследования по межкультурным контактам, аккультурации и культурным инновациям, взаимодействию этнических и субкультурных сред в урбанизированных обществах, по проблемам этнических конфликтов и тому подобное; национально-освободительных движений, связи культуры с географической средой (экологическая антропология - Дж. Стюард, М. Салинз и др.). Дифференциация тематики и методов привела к выделению различных направлений социальной антропологии. Среди них: экономическая, политическая, юридическая, педагогическая, лингвистическая, психологическая, детская антропология, гендерная антропология (антропология пола), медицинская, музыкальная, городская, антропология конфликтов и насилия, визуальная антропология.

В 1950-70-е годы возобновление интереса к проблемам социальной эволюции привело к появлению неоэволюционизма. Под влиянием критики неоэволюционизма, в свою очередь, возникли новые течения и методологические подходы: символическая антропология, социальный конструктивизм (Ф. Барт) и др. В 1970-80-е годы, как следствие переосмысления идей герменевтики, понимающей социологии М. Вебера, а в дальнейшем - проникновения в антропологию идей постструктурализма и постмодернизма сформировалось направление интерпретативной антропологии (К. Гирц, Д. Маркус, М. Фишер и др.), которая понимает культуру как текст, создающийся в диалоге, а этничность - как форму социальной организации культурных различий. Анализ этнографического материала понимается как взаимодействие представителей разных культур - объекта и субъекта исследования («плотное описание»), связывающее социальную действительность с её понятийным определением и конструирующее общественно-историческую реальность через представления и действия учёных, политиков, масс-медиа и др.

Крупнейшие современные центры антропологии - Американская антропологическая ассоциация и Смитсоновский институт в Вашингтоне, Королевский антропологический институт в Лондоне, Институт социальной антропологии Общества Макса Планка в Халле (Германия), Школа высших исследований по социальным наукам и Лаборатория социальной антропологии Коллеж де Франс в Париже; крупные научные центры возникли в Китае, Японии, Индии, Мексике и др. Действует Международный союз антропологических и этнологических наук. Важнейшие периодические издания - «American Anthropologist» (с 1889 года), «Current Anthropology» (с 1960 года) - в США, «Journal of the Royal Anthropological Institute» (с 1871 года, до 1995 года - «Man») - в Великобритании, «Anthropos» (с 1968 года) - в Аргентине. Центры социальной антропологии создаются и в России (Ассоциация этнографов и антропологов России, Центр культурной антропологии в РГГУ в Москве, университетские кафедры в Санкт-Петербурге, Саратове, Владивостоке и др.).

Лит.: Токарев С. А. История зарубежной этнографии. М., 1978; Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988; Encyclopedia of social and cultural anthropology / Ed. А. Barnard, J. Spencer. L., 1996; Layton R. An introduction to theory in anthropology. Camb., 1997; Marcus G., Fischer М. Anthropology as cultural critique. 2nd ed. Chi., 1999; Hendry J. An introduction to social anthropology: other people’s worlds. Basingstoke, 1999; Рэдклифф Браун А. Р. Метод в социальной антропологии. М., 2001; Eriksen Th. Н. Small places, large issues: an introduction to social and cultural anthropology. 2nd ed. L., 2001; Herzfeld М. Anthropology: theoretical practice in culture and society. Malden; Oxf., 2001; Мердок Дж. Социальная структура. М., 2003; Эванс Причард Э. История антропологической мысли. М., 2003; Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003; Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004; Арутюнов С. А., Рыжакова С. И. Культурная антропология. М., 2004; Ярская-Смирнова Е. Р., Романов П. В. Социальная антропология. Ростов н/Д., 2004.

В. А. Тишков.

Физическая (биологическая) антропология, раздел биологии, изучающий естественную историю и биологическое разнообразие человечества и индивидуальное развитие человека.

Основные направления физической антропологии: изучение антропогенеза и биологии ископаемых популяций человека (палеоантропология); популяционной и типологической изменчивости Homo sapiens (популяционная антропология и расоведение - смотри Расы человека); антропологических особенностей этнический групп (этническая антропология); динамики морфологических и физиологических процессов в онтогенезе (возрастная антропология - смотри Возраст человека); классификация индивидов по комплексу морфофункциональных признаков (конституциональная антропология - смотри Конституция человека). Общей основой антропологических исследований является изучение морфологии человека методами антропометрии, одонтологии и дерматоглифики. В современной физической антропологии широко применяются методы иммунологии (смотри Серология), физиологии, молекулярной генетики и популяционной генетики. При анализе данных широко применяются биометрические методы.

Впервые систематическим изучением строения и разнообразия форм человеческого тела занимались античные анатомы и врачи (Гиппократ, Гален и др.); отмечалось сходство человека и обезьян (Аристотель, Гален). Идея о естественном происхождении человека от животных предков высказывалась ещё Анаксимандром.

Становление физической антропологии как науки происходило в 18-19 веках в составе общего комплекса наук о человеке. Решающую роль сыграли работы К. Линнея, впервые выделившего вид Homo sapiens в составе отряда приматов; Ж. Бюффона, посвятившего два тома своей «Естественной истории» человеку и его расам; Ж. Б. Ламарка, излагавшего взгляды о происхождении человека от человекообразной обезьяны, впоследствии обоснованные симиальной теорией Ч. Дарвина; И. Ф. Блуменбаха, проведшего первое масштабное изучение различных краниологических серий; П. Брока, П. Топинара, К. М. Бэра, Т. Г. Гекели и др. Как самостоятельная наука физическая антропология оформилась в середине 19 века, когда П. Брока основал Антропологическое общество (1859 год). В ближайшие годы антропологические общества создаются в Англии, Германии, Италии, России.

Первые работы по физической антропологии в России были выполнены К. М. Бэром, разработавшим методы краниометрии и пополнившим краниологическую коллекцию анатомического кабинета Петербургской АН. В 1864 году по инициативе А. П. Богданова в составе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии возник антропологический отдел, впервые в мире в Москве была организована Антропологическая выставка 1879 года. Важное значение имели исследования папуасов Н. Н. Миклухо-Маклаем, деятельность Д. Н. Анучина. В 1879 году он основал на базе Антропологической выставки 1879 года музей, в 1919 году - кафедру и в 1922 году - Институт антропологии при Московском университете (смотри Антропологии институт и музей). Исследованиями в области физической антропологии занимаются также сотрудники Этнологии и антропологии института в Москве, Антропологии и этнографии музея в Санкт-Петербурге, кафедры антропологии биологического факультета МГУ. С 1900 года издавался «Русский антропологический журнал» (в 1932-1937-е годы - «Антропологический журнал», в 1957-59-е годы - «Советская антропология», с 1960 года - «Вопросы антропологии»).

В начале 20 века были унифицированы методы антропологических исследований на международных съездах в Монако (1906 год) и Женеве (1912 год). Антропологические знания и методы обобщены в 3-томном «Учебнике антропологии» Р. Мартина (1914 год). К середине 20 века были прояснены основные этапы антропогенеза (А. Хрдличка, Ф. Вейденрейх, Э. Дюбуа, Д. Блэк, Я. Я. Рогинский, В. В. Бунак, М. Ф. Нестурх, М. А. Гремящий, Г. Г. Р. фон Кёнигсвальд, Р. Дарт, Л. Лики, А. Кизс, П. Тейяр де Шарден, южноафриканские учёные Р. Брум и Дж. Т. Робинсон, английский исследователь У. Ле Гро Кларк, китайский антрополог Пэй Веньчжун и др.), изучен морфологический тип населения всех регионов планеты (Ж. Деникер, В. В. Бунак, А. И. Ярхо, К. Кун, американский исследователь У. Рипли, немецкий учёный Э. фон Эйкштедт, польский антрополог Я. Чекановский и др.), созданы первые информативные конституциональные схемы (российские антропологи В. В. Бунак и И. Б. Талант, французский учёный К. Сиго, итальянский антрополог Г. Виола, немецкий исследователь Э. Кречмер, американский антрополог У. Шелдон и др.) и биометрический аппарат обработки данных (английские антропологи Ф. Гальтон, К. Пирсон, Р. Фишер и др.). С середины 20 века теория и методика физической антропологии обогащается за счёт данных генетики, иммунологии, этологии (американские антропологи Дж. Гудолл, Дж. Б. Шаллер, С. Л. Уошберн и др.), новых общебиологических концепций (синтетическая теория эволюции, теория ароморфоза и др.). В исследовании антропогенеза наряду с классическими методами исследования (английский антрополог К. Оукли, южноафриканский исследователь Ф. Тобайас, американские учёные Д. Джохансон и Ф. Хауэлл, французские антропологи А. Валуа и И. Коппенс, российские исследователи В. П. Якимов, Е. Н. Хрисанфова, М. И. Урысон и др.) применяются молекулярные методы сравнения разных современных таксонов и определения белковых структур на древнем материале (американские антропологи М. Гудмен, А. Уилсон, В. Сарич, Э. Цукеркандл и др.), изучается палеоневрология (П. Тобайас, российский антрополог В. И. Кочеткова и др.), созданы новые теоретические обобщения (российский исследователь А. А. Зубов, немецкий антрополог Г. Бройер, венгро-французский учёный А. Тома, канадский исследователь Б. Кэмпбелл и др.). Изучено историко-эволюционное становление онтогенеза, созданы схемы возрастной периодизации и концепция «биологического возраста», исследованы процессы акселерации и секулярного тренда, биохимические и гормональные факторы, определяющие особенности телосложения, взаимосвязь морфологических особенностей с психологическими и физиологическими характеристиками личности (английский антрополог Дж. Таннер, российские учёные Е. Н. Хрисанфова, Н. Н. Миклашевская, П. Н. Башкиров, В. П. Чтецов и др.). Данные по группам крови, белкам и ферментам, структуре митохондриальной и ядерной ДНК, уровням различных физиологических показателей (смотри Физиологическая антропология) применяются в исследовании механизмов изменчивости популяций человека (немецкие антропологи К. Кун и И. Швидецки, российские учёные В. В. Бунак, Г. Ф. Дебец, М. Г. Левин, Н. Н. Чебоксаров, В. П. Алексеев, Т. И. Алексеева, Ю. Г. Рычков, И. И. Гохман, английские исследователи Харрисон, Н. Барникот, Х. Харрис, П. Л. Уоркман, итальянские учёные Л. Кавалли-Сфорца и Дж. Серджи, американские антропологи У. Хауэлс и П. Бейкер, бельгийский исследователь Дж. Иерно и др.). Получили развитие прикладная антропология (применение данных физической антропологии для разработки типов одежды, мебели и тому подобное), экологическая, медицинская, спортивная антропология и др.

Основные организации: Международный союз антропологических и этнологических наук, Европейская антропологическая ассоциация, Международная организация биологов человека. Во многих странах существуют антропологические ассоциации (в России - Ассоциация этнографов и антропологов России). Ведущие периодические издания: «L’Anthro- pologie» во Франции (с 1890 года), «American Journal of Physical Anthropology» (с 1918 года) и «Human Biology» (с 1928 года) - в США, «Zeitschrift fur Morphologie und Anthropologie» (с 1899 года) и «Homo» (с 1949 года) - в Германии, «Annals of Human Biology» (с 1972 года) и «Journal of Human Evolution» (с 1972 года) - в Великобритании и др.

Лит.: Левин М. Г. Очерки по истории антропологии в России. М., 1960; Рогинский Я. Я., Левин М. Г. Антропология. 3-е изд. М., 1978; Биология человека. 2-е изд. М., 1979; Хрисанфова Е. Н., Перевозчиков И. В. Антропология. 3-е изд. М., 2002.

И. В. Перевозчиков.