Бахтиары

БахтиарыБАХТИАРЫ (самоназвание - бахтияри), народ, обитающий в горах Загрос на юго-западе Ирана (останы Бахтиария и Чехармехель, юго-запад Исфахана, восток Хузестана и Лурестана). Группы бахтиаров живут также в Северном Иране (останы Тегеран, Хорасан и др.), свыше 10 тысяч человек - в Афганистане. Численность 1 миллион человек (2005 год). Делятся на группы хафтленг (племена доуреки, бабади, бахтиарвенд, динарии и др.; зимой кочевали в районе между городами Дизфуль и Баге-Мелек, летом - между городами Семир, Ду-Пулян и Шехреза) и чахарленг (кеймарси, мукуи, залеки, махмуд салех, мимвенд и др.; зимой - между городами Баге-Мелек и Агаджари, летом - между городами Шехре-Корд и Хурсар); во время сезонных перекочёвок пути этих групп пересекались. Близки к лурам. Говорят на диалектах лурско-бахтиярского языка юго-западной группы иранских языков, распространён также персидский язык. Письменность на арабской основе. По религии - мусульмане-шииты.

Реклама

Заселение Загроса иранскими племенами происходило с доисламских времён. В 12-13 веках при лурских правителях (атабеках) сюда переселялись племена из Курдистана и Сирии. Название «бахтиары» впервые встречается в хрониках 16-17 веков. В состав бахтиаров вошли также арабский и тюркский (афшарские, кашкайские и др.) элементы. В 1730-е годы бахтиары были разгромлены Надир-шахом, и часть их переселена в Хорасан (район Нишапура, Гонабада, Кашмера). После гибели Надир-шаха в 1747 году вождь чахарленгов Али Марданхан участвовал в борьбе за шахский престол; после его поражения в 1758 году новый шах Керим-хан Зенд переселил часть бахтиаров в район Кума. В 1793 году бахтиары были снова разбиты Ага Мохаммед-ханом Каджаром и переселены в окрестности Тегерана, Феса и Кума. С 1830-х годов бахтиарские племена объединяются под предводительством вначале вождя (ильхана) чахарленгов, затем - хафтленгов. В борьбе с шахской политикой бахтиары опирались на поддержку Англии. Бахтиары сыграли заметную роль в Иранской революции 1905-1911 годов: после взятия ими в 1909 году Тегерана их представители приобрели решающее влияние в правительстве. В правление Реза-шаха Пехлеви (1925-41 годы) проводилась политика разоружения бахтиарских племён и насильственного перевода их на оседлость, не раз вызывавшая их вооруженное сопротивление. После падения Реза-шаха стали возрождаться традиционный быт и местный сепаратизм. В 1949 году титул ильхана был официально отменён. В 1950-е годы бахтиарская знать вновь приобрела влияние в правительстве.

БахтиарыТрадиционная культура типична для народов Передней Азии. Основное традиционное занятие - кочевое и полукочевое скотоводство (черношёрстные козы, овцы и лошади местных пород), дополняемое земледелием (пшеница и ячмень; на зимовках - озимые посевы, на летовках - озимые и яровые). Перекочёвки совершались в марте. С начала 20 века развивается товарное земледелие (опийный мак, табак, хлопок). Из ремёсел развито ковроделие (ремесло считается презренной профессией). Многие бахтиары живут в городах (Исфахан и др.), работают на нефтепромыслах. Жилище кочевников - шатёр или палатка из чёрной шерсти. Родственные объединения семей (моль, или кейтуль), совместно выпасавшие скот, составляли лагерь; палатки располагались обычно полукругом с шатром главы моля в центре. Оседлые поселения окружались глинобитными стенами с башнями. Характерна мужская войлочная шапка (колах-е намади), сходная с лурской. До 20 века сохранялись неразделённые семьи (до 60 человек), родовая взаимопомощь, кровная месть, иногда заменяемая выкупом (хун беха), обычай гостеприимства. Фольклор близок к персидскому. Своеобразны песни (гире бахтиари) - любовные, обрядовые, сатирические и тому подобное. Музыкальные инструменты - духовые язычковые, мембранофоны. Известны мужские танцы - круговые и парные с палками (имитирующие борьбу).

Лит.: Трубецкой В. В. Бахтиары. М., 1966.