Балетоведение

БАЛЕТОВЕДЕНИЕ, наука о балете, его теории и истории; в широком понимании включает также балетную критику и исследования других форм танца. Осмысление поэтики танца началось в эпоху античности (например, «О пляске» Лукиана, 2 век нашей эры). В эпоху Возрождения (15-16 века) в Италии и Франции появились учебники бального танца и трактаты о танцах (Г. Эбрео, Ф. Карозо, Т. Арбо, Ч. Негри и др.), практика французского танца 17 века нашла отражение в трудах К. Ф. Менетрие и Р. О. Фёйе. В 18 веке началось формирование эстетики балета. Особое значение имел труд Ж. Ж. Новерра «Письма о танце и балетах» (1760 год), появился первый «Словарь танца, содержащий историю, правила и основания танцевального искусства» С. Компана (1787 год). Теория и практика балета эпохи романтизма нашли отражение в предисловиях Ш. Л. Дидло к его балетам, в книге К. Риторни «Комментарии к жизни и хореографическим произведениям С. Вигано» (1838 год), в трудах Ф. Кастиль-Блаза, статьях критика Т. Готье, мемуарах А. Бурнонвиля. К. Блазис первым систематизировал балетную технику, А. Сен-Леон разработал оригинальную систему балетной нотации.

Реклама

В 1910-20-е годы балетная критика выделилась в самостоятельную отрасль, независимую от критики драматической и музыкальной, стали формироваться национальные балетоведческие школы. Во Франции велика была роль обосновавшегося в Париже русского балетоведа А. Я. Левинсона, на которого ориентировались местные авторы (П. Тюгаль, П. Мишо и др.). В Великобритании первые труды принадлежали С. У. Бомонту и А. Хаскеллу, в США получили известность критики Дж. Мартин, Э. Денби, историк балета Л. Мур. Начиная с 1910-х годов, значительный вклад в балетоведение внесли представители свободного танца: сначала А. Дункан, затем немецкие теоретики и практики (Р. фон Лабан и др.), а в 1930-х годах американские практики и критики (Д. Хамфри и др.). Во 2-й половине 20 века почти во всех странах Европы и Америки были свои исследователи балета и танца, возникли балетные журналы, а в редакциях газет появились критики, регулярно пишущие о танце. На рубеже 20-21 веков ведущее положение занимают школы балетоведения США, Великобритании и Франции. Главные темы балетоведения — балет Франции 17-19 веков (А. Прюньер, М. Ф. Кристу, А. Гест); антреприза С. П. Дягилева, артисты и хореографы его времени (Р. Бакл, Л. Гарафола и др.); французский и английский балет 20 века (М. Кларк, С. Джордан, М. Ф. Кристу, М. Бабски, Л. Брюнель и др.); балет и танец США, особенно творчество Дж. Баланчина (Л. Кёрстайн, Б. Тейпер, Ф. Мейсон, Н. Рейнолдс и др.). Большое число монографий, изданных как в США, так и в других странах, посвящено американскому танцу модерн (С. Дж. Коэн, У. Терри, Д. Макдона, Д. Воан и др.), танцу постмодерн (С. Бейнс). Многие ведущие балетмейстеры (С. Лифарь, М. Бежар, А. Де Милль) сами выступали как авторы теоретических работ. Значительный вклад в мировое балетоведение внесли историки танца Дании (Э. Ашенгрен, С. Краг-Якобсен), Швеции (Б. Хегер), Австрии (Ф. Дерра де Морода), Германии (Э. Реблинг, Х. Кёглер), Венгрии (Г. Диенеш), Польши (И. Турска, Я. Пуделек), Болгарии (В. М. Консулова), Израиля (Г. Манор). В конце 20 века всё больше внимания уделяется танцу стран Востока и Африки. Разрабатываются новые подходы (социальный, гендерный), новые методики изучения танца. Особую группу изданий в области балета и танца составляют справочники: в США - 6-томная «Международная энциклопедия танца» (1998 год), в Великобритании - 2-томный «Международный словарь балета» (1993 год) и «Международный словарь танца модерн» (1998 год), Оксфордские словари танца (1982 год, 2000 год), а также словарь «Танец» французского издтельства «Ларусс» (1999 год). Большую роль в исследовании танца сыграли открытые в середине 20 века специализированные библиотеки, музеи, центры: Музей танца в Стокгольме, библиотека-музей «Танцевальная коллекция» в Нью-Йорке, танцевальные архивы в Кёльне и Лейпциге, «Синематека танца» в Париже и др.

Балетоведение в России. Первые сообщения о танцах и балете появились во 2-й половине 18 века, в том числе в статьях Я. Штелина в «Санкт-Петербургском вестнике» (1779 году). В 1790 году издан «Танцевальный словарь», основанный на переводных материалах. С 1810 года газеты печатали статьи о балете. В середине 19 века проблемы хореографии рассматривались в трудах по истории театра П. Н. Арапова, А. И. Вольфа. Первые книги, непосредственно посвящённые танцу, носили обзорный характер («Балет, его история и место в ряду изящных искусств» К. А. Скальковского, 1882 год; «Наш балет» А. А. Плещеева, 1896 год; «История танцев» С. Н. Худекова, части 1-4, 1913-18 годы). Научный подход к истории балета утвердил А. Я. Левинсон, использовав при анализе хореографии общеэстетические принципы («Мастера балета», 1914 год; «Старый и новый балет», 1918 год). В 1910-е годы разгорелись дискуссии вокруг реформ М. М. Фокина. Его поддерживали В. Я. Светлов («Современный балет», 1911 год) и А. Н. Бенуа, а сторонниками академизма выступали Левинсон и А. Л. Волынский, изложивший свою теорию классического танца в основополагающем труде «Книга ликований» (1925 год). В 1920-е годы ведущими балетными критиками были: в Петрограде (Ленинграде) - И. И. Соллертинский, в Москве - В. П. Ивинг, А. А. Черепнин; вопросами теории хореографии занимались в ГАХН. С конца 1920-х годов ленинградская театроведческая школа А. А. Гвоздева оказала большое влияние на балетоведение, в частности, на Ю. И. Слонимского, чьи многочисленные статьи, книги и публикации сыграли важную роль в изучении русского балета. Историком московского балета был Ю. А. Бахрушин.

В 1930-е годы работы Л. Д. Блок положили начало новой методике исследования классического танца. Немалое значение для балетоведения имели и труды музыковедов (в том числе Б. В. Асафьева), историков драматического театра (В. Н. Всеволодского-Гернгросса, С. С. Мокульского и др.).

В. М. Красовская создала в 1960-70-е годы монументальный (4 книги) труд, охватывающий историю русского балета от истоков до 1920-х годов. Одновременно ею написана первая история западноевропейского балета (в 4 томах). С 1960-х годов началось изучение явлений, ранее замалчивавшихся по идеологическим причинам: творчества М. М. Фокина, К. Я. Голейзовского, студийных экспериментов 1920-х годов, современного западного балета и танца модерн (статьи и книги Г. Н. Добровольской, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Черновой). Важные теоретические проблемы были подняты в ходе дискуссии, которая велась в 1940-70-х годах вокруг путей развития отечественного балета. Ведущие критики (Ю. И. Слонимский, В. И. Голубов, В. М. Красовская, П. М. Карп, М. М. Габович и др.) настаивали на необходимости реформ, поддерживали новаторов. В числе исследователей 1960 - начала 2000-х годов: В. М. Гаевский, В. В. Ванслов, Б. А. Львов-Анохин, Н. Е. Шереметьевская, Н. И. Эльяш, А. П. Демидов, Е. П. Белова. С 1960-х годов началась систематизация фактологического материала: вышли в свет словарь-справочник «Всё о балете» (1966 год), энциклопедии «Балет» (1981 год) и «Русский балет» (1997 год), справочник А. Б. Дегена и И. В. Ступникова «Петербургский балет (1903-2003)» (2003 год) и так далее. С 1981 года издаётся журнал «Балет» (до 1991 года «Советский балет»), печатающий как критические, так и исследовательские материалы.

Лит.: Петров О. А. Русская балетная критика конца XVIII - первой половина XIX век М., 1982; он же. Русская балетная критика второй половины XIX в.: Петербург. Екатеринбург, 1995; International encyclopedia of dance: In 6 vol. N. Y.; Oxf., 1998.

Е. Я. Суриц.