Балла

Дж. Балла. «Дуговая лампа». 1909. Музей современного искусства (Нью-Йорк).БАЛЛА (Balia) Джакомо (18.7.1871, Турин - 1.3.1958, Рим), итальянский живописец, скульптор. Учился в Академии Альберти в Турине (1891). Испытал влияние неоимпрессионизма (в том числе Дж. Сегантини, Ж. Сёра и П. Синьяка) и экспериментальной фотографии (Э. Ж. Мари, Э. Майбриджа и др.), фиксировавшей динамику движущихся объектов. Один из основателей итальянского футуризма. Главными мотивами его творчества стали ритмика движения и игра света, приобретавшие с годами всё более беспредметный характер (серия «Радужные взаимопроницания», 1912, собрание семьи Балла и Национальная галерея современного искусства в Риме; «Автомобиль - скорость, свет, шум», 1913, Кунстхаус, Цюрих; серия «Линии скорости», 1913-1914, собрание семьи Балла). Опубликовал в 1915 году (совместно с Ф. Деперо) манифест «О футуристической реконструкции вселенной». Тогда же обратился к скульптуре («Кулак Боччони. Линии силы», дерево и картон, 1915, частное собрание, Детройт), создавал кинетические пространственные объекты, занимался сценографией (балет «Фейерверк» на музыку  И. Ф. Стравинского, 1917, Рим, Русский балет Дягилева). Выступал как театральный актёр. В 1930-е годы перешёл к более традиционной фигуративной живописи.

Лит.: Balia: the futurist (cat.). L.; Oxf., 1987.

М. Н. Соколов.