Баллада
БАЛЛАДА (французский ballade, от провансальского balada - танцевальная песня, от позднелатинского ballo - танцевать),
1) музыкально-поэтический жанр во Франции 14-15 века. Стихотворная форма (одна из твёрдых форм в поэзии) включает 3 строфы на одинаковые рифмы (ababbcbc для 8-сложного, ababbccdcd или ababccdd для 10-сложного стиха) с рефреном в конце строфы (встречается также заключительная полустрофа - «посылка», обращение к адресату). Музыкальная форма разбивает каждую строфу текста на 3 части (ААВ). Характерна любовная тематика. Яркие образцы музыкально-поэтических баллад - у Гильома де Машо [в т.ч. «De toutes flours» («Из всех цветов»)]. В 15 веке (у Кристины Пизанской, Ф. Вийона) сохраняется только поэтическая баллада (без музыки). Распространение за пределами французского Средневековья получила в стилизациях (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).
2) Лироэпический жанр англо-шотландской народной поэзии 14-16 века на исторические (позднее также сказочные и бытовые) темы: о пограничных войнах, о народном легендарном герое Робин Гуде - обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом. Такие баллады сходны с испанским романсом, некоторыми видами русских былин и исторических песен, немецкими народными песнями, впоследствии тоже названными «балладой». Интерес к народным балладам в эпоху предромантизма и романтизма (сборники народной поэзии Т. Перси «Памятники старинной английской поэзии», 1765, Л. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика», 1806-1808) породил аналогичный жанр литературной баллады (В. Скотт, Р. Саути, Г. Бюргер, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, А. Мицкевич, В. А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А. К. Толстой). Здесь обычно разрабатывалась сказочная или историческая тематика, современные темы привлекались редко, как правило, с целью героизации события или, наоборот, иронически (Г. Гейне). В современной поэзии в форме баллад часто создавались стихи о войне (Н. С. Тихонов, К. М. Симонов). Литературная баллада имеет тенденцию к сближению с городским фольклором, эстрадной песней (Б. Брехт).
Реклама
М. Л. Гаспаров, С. Н. Лебедев.
3) Жанр вокальной и инструментальной музыки. С середины 18 века в европейской музыке (первоначально немецкой) распространились песни на тексты поэтической баллады, обычно для одного голоса с фортепиано. Расцвет песенной баллады связан с австро-немецким романтизмом («Лесной царь» Ф. Шуберта, сочинения К. Лёве, Р. Шумана, Х. Вольфа). В России баллада появилась в 19 веке под влиянием немецкой культуры (сочинения А. Н. Верстовского, А. Е. Варламова, «Море» А. П. Бородина, «Забытый» М. П. Мусоргского, «Корольки» П. И. Чайковского). В опере баллады как разновидность арии используется в функции рассказа: баллады Сенты («Летучий Голландец» Р. Вагнера), Финна («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Томского («Пиковая дама» Чайковского). Повествовательный характер, сюжетность и картинность, свойственные вокальной балладе 18-19 века, нашли претворение в романтичных инструментальных балладах (Ф. Шопен, Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ). Позднее баллада могла соединяться с другими жанрами [Соната-баллада для фортепиано Н. К. Метнера, 1914; Концерт-баллада для виолончели с оркестром А. К. Глазунова, 1931; Симфония-баллада Н. Я. Мясковского (симфония № 22), 1941].
Лит.: Weissert G. Ballade. Stuttg., 1980.