Бальтазар Ханс Урс

Бальтазар (Balthasar) Ханс УрсБАЛЬТАЗАР (Balthasar) Ханс Урс фон (12.8.1905, Люцерн - 26.6.1988, Базель), швейцарский католический богослов. Учился в университетах Вены, Берлина и Цюриха. Итогом его первоначальных занятий германистикой явилось сочинение «Апокалипсис немецкой души» («Apokalypse der deutschen Seele», Bd 1-3, 1937-39 годы), раскрывающее в свете христианского миропонимания «прометеевский» и «дионисийский» эсхатологический горизонт немецкой литературы и философии «от Лессинга до наших дней». Священник (с 1936 года). С 1940 года духовник Адриенн фон Шпайр, в течение многих лет записывал её видения; своё последующее творчество он рассматривал как «богословскую транскрипцию» её мистического опыта. Иезуит с 1929 года, в 1950 году вышел из ордена, чтобы в качестве свободного писателя осуществлять духовное руководство основанной в 1944 году им и А. фон Шпайр секулярной «Общиной Иоанна [Богослова]» ( «Johannisgemeinschaft» ). Средоточием своей деятельности Бальтазар считал «труды по обновлению Церкви через создание новых общин, в которых строгая христианская жизнь по евангельским заповедям сочетается с пребыванием в миру» (сб. «Mein Werk — Durchblicke», Einsiedeln, 1990 год, S. 76).

Реклама

Многочисленные труды Бальтазара (около 80 книг и свыше 500 статей), посвящённые, в частности, истолкованию патристического наследия (монографии об Оригене, Григории Нисском, Максиме Исповеднике и др.) и современных ему богословских и философских концепций (работы о К. Барте, М. Бубере, Р. Гвардини, А. де Любаке, Р. Шнайдере и др.) и завершающиеся фундаментальной трилогией (в 16 томах) «Сияние славы. Богословская эстетика» («Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik», Bd 1-7, 1961-69 годы), «Божественная драма» («Theodramatik», Bd 1-5, 1973-1983 годы) и «Божественная логика» («Theologik», Bd 1-3, 1985-87 годы), проникнуты стремлением показать универсальный характер («кафоличность») христианской веры и библейского Откровения. Это стремление сочетается с принципиально антисистематической установкой его богословствования («Бог обитает в свете неприступном», и хотя «центральный свет существует, но зримы лишь различные его излучения» - «Skizzen zur Theologie». Bd 4: «Pneuma und Institution». Einsiedeln, 1974 год, S. 9). В центре своеобразной богословской феноменологии Бальтазара - Христос как ключ к пониманию бытия, истории и человека, как универсальная конкретная аналогия сущего (Бальтазар в процессе многолетней дискуссии с К. Бартом развивает концепцию Э. Пшивары), как средоточие путей Божьих в мире, как мера предельной близости (единосущия) с Богом и предельной богооставленности человека на кресте; говоря языком М. Хайдеггера, в лице Христа «бытие в его здесь-бытии (Dasein) однажды (и навсегда!) было вопрошено в его глубине» («Mein Werk-Durchblicke», S. 20). В лице Христа соединяются любовь человеческая и Божественная - восходящий к Богу человеческий эрос и нисходящая к творению в акте кеносиса, в облике униженного и распятого Христа (вслед за Игнатием Антиохийским Бальтазар говорит о «распятом эросе») Божественная любовь-агапе [«Достойна веры лишь любовь» («Glaubhaft ist nur die Liebe», 1963 год; русский перевод – 1997 год)]. Явленная во Христе полнота Откровения раскрывается в истории Церкви прежде всего в лице святых - этом «самом аутентичном комментарии к Слову Божию, ставшему плотью» [«Geist und Feuer/Herder Korrespondenz», 1976 год, Bd 30, S. 75]. Святой Дух даёт ответ на жгучие вопросы времени в лице нового святого, являющего собой миру «конкретное послание небес». Бальтазар подчёркивает объективный характер этого послания, которое не может быть понято при эмпирически-психологическом подходе к личности его носителя. Как бы корректируя название духовной автобиографии свыше Терезы из Лизьё [«История одной души» («L’histoire d’une âme», 1898 год)], Бальтазар озаглавил свою книгу о ней «Тереза из Лизьё. История одного послания» («Therese von Lisieux. Geschichte einer Sendung», 1950 год). Святые осуществляют критическую функцию по отношению к обмирщённой традиции, вступая подчас в конфликт с ней: традиция растёт из «живого центра святости». Отмечая, что вплоть до 13 века великие богословы были святыми, Бальтазар характеризует происходящее затем разобщение профессиональной теологии и духовности («коленопреклонённое» богословие святых, развёртывающееся в пространстве молитвы, сменяется школьной «сидящей» теологией) и возникающую ложную дихотомию «духа» и «институции» как разрыв живого организма Церкви.

Член Папской богословской комиссии (с 1969 года), Бальтазар выступал с критикой модернистских идей К. Ранера и Х. Кюнга. С 1972 года возглавлял редколлегию международного католического журнала «Communio». Умер за два дня до принятия сана кардинала.

Соч.: Skizzen zur Theologie. Bd 1-5. Einsiedeln, 1960-1986; Theologie der Geschichte. 6. Aufl. Einsiedeln, 1979; Theologie der drei Tage. 2. Aufl. Einsiedeln, 1983; Ты имеешь глаголы вечной жизни: Размышления над Священным Писанием. М., 1992; О простоте христиан // Символ. 1993. №29. С. 7-69; Вселенская литургия: Про. Максим Исповедник // Альфа и Омега. 1997. №3. 1998. №2. 1999. №1. 2000. №1; №3. 2003. №2; №4; Целое во фрагменте. М., 2001; Созерцательная молитва. М., 2004.

Лит.: Capol С.Н.U. v. Balthasar: Bibliografie 1925-1990. Einsiedeln, 1990; Löser W. Im Geiste des Origenes: Н. U. v. Balthasar als Interpret der Theologie der Kirchenväter. Fr./М., 1976 (bibl.); Lochbrunner М. Analogia Caritatis: Darstellung und Deutung der Theologie Н. U.V. Balthasars. Freiburg е.а., 1981; Roberts L. The Theological Aesthetics of Н. U. v. Balthasar. Wash., 1987 (bibl.); Н. U. v. Balthasar. Gestalt und Werk. / Hrsg. v. К. Lehmann, W. Kasper. Кöln, 1989; Н.U.v. Balthasar: His life and work / Ed. bv D. L. Schindler.

S.F., 1991; Scola А. Н.U.v. Balthasar: Uno stile teologico. Mil., 1991.           

Ю. Н. Попов.