Башляр Гастон
БАШЛЯР (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об - 16.10.1962, Париж), французский философ, один из основателей неорационализма. До 30 лет был почтовым служащим и телеграфистом в Барсюр-Об, всю 1-ю мировую войну прошёл в качестве пехотинца. В 1919-30-е годы преподавал физику и химию в коллеже Бар-сюр-Об. Профессор философии в университете Дижона (1930-40 годы), профессор истории и философии науки в Сорбонне (1940-54 годы).
Первые работы Башляра, в том числе «Новый научный дух» («Le nouvel esprit scienti- fique», 1934 год) и «Философия отрицания» («La philosophie du non», 1940 год), представляли собой попытку построить философию науки в виде «открытой» дисциплины (то есть всегда сомневающейся в своих основаниях и меняющейся со своим объектом). Этот объект как «совокупная мысль всех учёных, воплощённая в их творениях», есть присущий каждой эпохе «научный дух». Исходными пунктами для концепции Башляра послужили декартовский принцип универсального сомнения, идея прерывности развития науки (то есть пересмотра новой теорией того, что было самоочевидно для старой: например, геометрией Лобачевского - свойств параллельных линий, теорией относительности - понятия об одновременности) и тезис о том, что на создание новой теории всегда влияют предшествующие, в том числе донаучные, мыслительные конструкции. Как приборы, так и абстрактные методы меняют науку и её картину мира: так, создание микроскопа способствовало возникновению микробиологии, а тензорное исчисление породило современную физику.
Реклама
С конца 1930-х годов центральной темой творчества Башляра становится проблема воображения, его древнейших архетипов и прежде всего образов стихий: воды, огня, воздуха, земли. В ряде монографий Башляр разрабатывает своеобразный вариант психоанализа, соединяющий исследование психологического состояний субъекта с изучением образов в предметном мире, на которые проецируются эти состояния: так, огонь обладает «мужскими свойствами» (активностью, агрессивностью, творческим началом), но вместе с тем может быть «чистым» и «нечистым», может «питаться», самопроизвольно возникать и угасать и т.п. («Психоанализ огня» - «Psychoanalyse du feu», 1938 год, русский перевод – 1993 год); вода может обладать «материнскими» свойствами, а также быть «спящей», «мёртвой» и так далее («Вода и грёзы» - «L’eau et les rêves», 1942 год, русский перевод – 1998 год); воздух Башляр связывает со «стихией» снов («Воздух и сны» - «L’air et les songes», 1943 год), а землю - с «грёзами о воле» и «грёзами о покое». С середины 1950-х годов на первый план у Башляра выступает феноменология, в контекст которой он включает литературу и живопись, поскольку поэт и художник «являются прирождёнными феноменологами» («Поэтика мечты» - «La poétique de la rêverie», 1960 год). В «Поэтике пространства» («La poétique de l’espace», 1957 год, русский перевод – 2004 год) восприятие пространства конкретизируется через восприятие «дома», который в свою очередь мыслится как продолжение и завершение функций раковины, гнезда и так далее. Идеалом философии становится «конкретная метафизика», которая может дать своего рода энциклопедию архетипов - «образов многоликих, изменчивых и всё же говорящих о постоянстве бытия».
Идеи Башляра оказали значительное влияние на современную философию науки и культурологию, явились одним из источников концепции научных революций Т. Куна; в эстетике и теории литературы влияние Башляра испытали Р. Барт, Ж. Пуле, Ж. Старобински, И. Фрай. Основанные на его методах «Центры по исследованию воображения» существуют во Франции, Бельгии, Канаде, Израиле, Польше и других странах.
Соч.: Новый рационализм. М., 1987; Грезы о воздухе. Опыт о воображении движения. М., 1999; Избранное. Научный рационализм. М.; СПб., 2000; Земля и грезы воли. М., 2000; Земля и грезы о покое. М., 2001; Избранное. Поэтика пространства. М., 2004.
Лит.: Pire F. De l’imagination poétique dans l’oeuvre de G. Bachelard. Р., 1967; Tiles М. Bachelard. Science and objectivity. Camb., 1984; Визгин В. П. Эпистемология Г. Башляра и история науки. М., 1996.
Б. А. Старостин.