Батаки

БАТАКИ (самоназвание - батак; индонезийский - оранг-батак, оранг-тапанули), этническая общность в Индонезии. Традиционно обитают в районе плоскогорья Батак и к югу от него на острове Суматра (провинция Северная Суматра). Включают группы: южные батаки - тоба (остров Самосир и к востоку, югу и западу от озера Тоба - 2,5 миллиона человек, начало 21 века, оценка), ангкола, или анакола (к югу от тоба в районе города Сипирок - 924 тысячи человек), мандайлинг (к югу от ангкола - 470 тысяч человек); северные батаки - даири (в районе города Сидикаланг, к северо-западу от озера Тоба - 1,6 миллиона человек, включая подгруппу пакпак), каро (к северу от озера Тоба - 740 тысяч человек), алас (в районе города Кутачане и к северу и северо-востоку от города Тапактуан - 94 тысячи человек; находятся под влиянием гайо); а также сималунгун, сималунган, или тимур (к северо-востоку от озера Тоба - 1,2 миллиона человек). В 20 веке тоба- батаки расселились широко в городах островов Суматра и Ява. Батакские языки относятся к западной ветви малайско-полинезийской подсемьи австронезийских языков (смотри Индонезийские языки). Письменность на основе латинского алфавита; сохраняется традиционное письмо на пальмовых листах на основе южноиндийского алфавита, близкое к филиппинскому, бугийскомакасарскому и реджангскому. Большинство тоба, даири, каро, сималунгун и пакпак - христиане, в основном лютеране (Батакская протестантская христианская церковь), а также кальвинисты, пятидесятники и католики; большинство алас, мандайлинг и ангкола - мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба; есть приверженцы традиционных верований.

Реклама

БатакиБатаки - коренное население Северной Суматры, типичные представители древнеиндонезийской (протомалайской) культуры (смотри в статье Индонезийцы). Испытали влияние индуистских княжеств Явы и Суматры (Шривиджайа, Маджапахит и др.). До 19 века внешние контакты были минимальны. В начале 19 века мандайлинг восприняли от минангкабау ислам, с середины 19 века среди тоба и ангкола стали действовать протестантские миссии; христианизация каро началась только в 1930-е годы. У сималунгун и мандайлинг в 19 веке складываются вождества. Оказывали ожесточённое сопротивление голландской колонизации (1833-1908 годы). С конца 19 - начала 20 веков батаки воспринимают общеиндонезийскую и европейскую культуру. К середине 20 века превратились в один из наиболее социально активных и развитых народов Индонезии, среди них много представителей интеллигенции, политиков, священнослужителей.

Основное традиционное занятие - пашенное земледелие (в долинах в районе озера Тоба - заливной рис, на плоскогорье и склонах гор - суходольный); разведение крупного рогатого скота, лошадей, рыболовство, ремёсла (резьба по дереву, обработка железа, меди, изготовление лодок, керамики, плетение; женщины ткут ткани-улосы, окрашенные в чёрный или синий цвет; известна ритуальная каменная скульптура), торговля с северным побережьем Суматры. Патрилинейные линиджи объединяются в родственные группы (марга); община (хута) управляется выборным советом из представителей живущих в ней марга, возглавляется представителем лидирующей марга первопоселенцев (марга-раджа); к ней же принадлежали жрецы-дату (атрибут - магический жезл). Браки регулировались нормами кольцевого коннубиума. Сохраняются большесемейные общины, обитающие в больших домах, левират, сорорат, предпочтительные кросскузенные браки, у тоба - деление на фратрии (Сумба и Лонтунг); до 1920-х годов существовали патриархальное рабство, охота за головами, ритуальный каннибализм, кремация покойников в погребальных башнях (у каро), повторные погребения. Традиционное поселение насчитывает 5-20 больших домов (свайных, каркасных с седлообразной крышей; сваи и балки украшены резьбой, вилообразные коньки - рогами буйвола; внутренние перегородки из циновок), имеет общинный дом (сопо). Традиционные культы - предков и духов. Практиковались татуировка, чернение и подпиливание зубов, жертвоприношения, ритуальный обмен дарами между брачующимися линиджами, сопровождающийся ритуальными танцами тортор; сохраняется обширный пантеон с индуизированными именами богов.

БатакиУстное творчество (музыка и танец) тесно связано с ритуальной практикой. Специфический вид сохраняют церемониальная музыка и танец тортор, ламентации мангандунг (у тоба), речитации мифов (о первочеловеке Си Раджа Батаку, происхождении магических жезлов и др.), линиджных генеалогий, свадебные и погребальные речитации, словесные состязания, «танцы одержимости» и др. Музыканты пользуются большим уважением и следуют определённому кодексу поведения; согласно традиционным представлениям, музыкант является посредником между миром людей и духов.

Наиболее развито ансамблевое музицирование. Существуют сходные между собой традиции гонданг (у тоба, сималунгун и ангкола), горданг (у мандайлинг) и гендеранг (у пакпак); в состав ансамбля обычно входят набор из 5 барабанов (таганинг), большой барабан (горданг), гобой (саруне) и 4 гонга (огунг). Такие ансамбли участвуют в ритуалах, связанных с традиционными верованиями, звучат при бракосочетаниях, погребениях, на празднике присвоения имени ребёнку, при чествовании старейших членов семьи. От них отличается традиция генданг (у каро); в составе ансамбля - гобой меньших размеров и несколько разных барабанов. Ансамбль генданг сопровождает танец гуро-гуро арон (приурочен к празднику сбора урожая), звучит во время танцевальных фестивалей, которые устраивает церковь либо государственные и общественные организации. Для личного музицирования, как правило, связанного с ритуалом (например, приворот), используются лютня хасапи (кульчапи), бамбуковая флейта сурдам, бамбуковая цитра кетенг-кетенг (кетук). В конце 20 - начале 21 веков устная культура батаков модернизируется, музыка и танец широко распространены в индустрии туризма и развлечений (многие традиционные композиции существуют в популярных версиях). Широкую известность получила группа профессиональных музыкантов, которую организовал тоба Джефар Лумбан Гаол (родился в 1963 году).

Батаки - также название одной из групп аэта.

Лит.: Vergouwen J. С. The social organisation and customary law of the Toba-Batak of Northern Sumatra. The Hague, 1964; Маретин Ю. В. Батаки - народность Северной Суматры // Страны и народы Востока. М., 1968. Вып. 6: Страны и народы бассейна Тихого океана; Singarimbun М. Kinship, descent and alliance among the Karo Batak. Berk.; L., 1975; Cultures and societies of North Sumatra. В., 1986; Schnitger F. М. Forgotten kingdoms in Sumatra. 4th ed. Singapore; Oxf., 1989; Sibeth А. The Batak: peoples of the island of Sumatra. L., 1991; Rae S. Breath becomes the wind: old and new in Karo religion. Dunedin. 1994.

М. А. Членов; Е. М. Гороховик (устное творчество).