Бэкон Роджер

Бэкон (Bacon) РоджерБЭКОН (Bacon) Роджер (около 1214, Илчестер, графство Сомерсет - 1292 или 1294, Оксфорд), английский философ и естествоиспытатель; «удивительный доктор» (doctor miralibis). Монах-францисканец; с конца 1220-х годов учился в Оксфордском и Парижском университетах, где впоследствии преподавал (с 1241 в Париже, с конца 1240-х - начала 1250-х годов в Оксфорде). В 1257 году, вероятно, за увлечение астрологией и алхимией, отстранён от преподавания и заточён в один из монастырей под Парижем. В 1270-х годах в Оксфорде, где по решению руководства францисканского ордена вновь был заключён в тюрьму (1278); в 1292 году, незадолго до смерти, Бэкон получил свободу. Среди главных трудов Бэкона - написанное по просьбе папы Климента IV энциклопедическое «Большое сочинение» («Opus majus»), а также «Малое сочинение» («Opus minus»), «Третье сочинение» («Opus tertium»), «Основы математики» («Communia mathematica»), «Основы естествознания» («Communia naturalium»), компендии по философии и теологии, грамматики греческого и еврейского языков и др.

Реклама

Будучи последователем Аристотеля и учеником Роберта Гроссетеста, Бэкон противопоставлял бесплодным, по его мнению, теолого-философским построениям в духе Александра Гэльского и Альберта Великого конкретные достижения опытного естествознания. Его «Opus majus» начинается с рассмотрения стоящих на пути познания четырёх препятствий («язв»): доверия сомнительному авторитету, привычки к традиционному мнению, предрассудков толпы, стремления скрыть невежество под маской всезнания. Выделяя далее три источника познания: веру в авторитет, рассуждение и опыт, он считал, что только посредством опыта разум достигает полного и истинного постижения явлений и потому «экспериментальная наука - владычица умозрительных наук». Опыт же разделяется на внешний - чувственное познание объектов природы и человеческого искусства и внутренний, духовный - мистическое познание истин веры в акте божественной иллюминации («озарения»). Высшей формой знания является теология, а в качестве его основных «корней» выступают лингвистика (адекватное восприятие текста Писания, произведений отцов Церкви, трактатов Аристотеля и др. возможно лишь при условии знания языков), математика, физика и мораль. При этом математика, чьи истины являются врождёнными и обладают самоочевидной достоверностью, есть «врата и ключ» (porta et clavis) всех других наук. В физике Бэкон уделяет особое внимание оптике, или науке о перспективе, развивая учение о передаче не только световых, но вообще всех естественных воздействий - механических, температурных, звуковых, астрологических и так далее - посредством так называемого умножения видов (multiplicatio specierum), т. е. процесса распространения силы действующей причины, мыслимого по аналогии с самоумножением света. Данные астрологии также добываются посредством эмпирических исследований и могут быть описаны в математических терминах: лучистое распространение воздействий планет подчиняется законам геометрической оптики. В рамках своей моральной философии Бэкон предлагает проект организации будущего государства (объединяющего в себе все исповедующие христианство народы), которое должно управляться сословием клириков, «священников знания», владеющих достижениями всех наук и возглавляемых папой Римским.

Бэкон известен также как конструктор различных приборов и механизмов, возможный изобретатель пороха; особую славу принесли ему смелые догадки относительно будущих изобретений и открытий (идеи создания подзорной трубы, домкрата, безопорного моста, самодвижущихся повозок и кораблей, летательного аппарата, аппарата для подводного погружения, искусственно синтезируемых лекарств, взрывчатых веществ, военных зажигательных стёкол, газового оружия и др.), в силу чего Бэкон приобрёл со временем репутацию мага и волшебника.

Соч.: Opus majus / Ed. J. Н. Bridges. Oxf., 1897-1900. Vol. 1-3 (repr. 1964); Opera hactenus inedita / Ed. R. Steele е.а. Oxf., 1905-1940. Vol. 1-12; Compendium studii theologiae / Ed. Т. S. Maloney. Leiden, 1988.

Лит.: Bridges J.Н. The life and work of R. Bacon. L., 1914; Lutz Е. R. Bacon’s contribution to knowledge. N. Y., 1936; Easton S. С. R. Bacon and his search for а Universal Science. Oxf., 1952; R. Bacon’s philosophy of nature / Ed. by D. С. Lindberg. Oxf., 1983.

А. М. Шишков.