Белл-Ланкастерская система

БЕЛЛ-ЛАНКАСТЕРСКАЯ СИСТЕМА взаимного обучения, система организации и методов обучения в начальной школе, при которой старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учащимися. Была предложена независимо друг от друга английскими педагогами - священником Англиканской церкви Э. Беллом (1753-1832) и Дж. Ланкастером - как быстрый и дешёвый способ массового обучения грамоте. Первоначально применялась в Индии (1791, Белл), затем в Великобритании (1801, Ланкастер). В начале 19 века получила распространение во Франции, США, Дании и других странах.

В России Белл-Ланкастерская система привлекала внимание правительства как дешёвый способ устройства начальных училищ. Одним из первых учебных заведений, применивших новую систему обучения (1810), была Омская школа кантонистов. К 1815-1817 годам относятся первые попытки организации школ по Белл-Ланкастерской системе в оккупационном корпусе русской армии во Франции (один из организаторов - будущий декабрист М.Ф. Орлов). В 1817-19 годах школы взаимного обучения возникли в некоторых воинских частях и в имениях либерально настроенных помещиков. Одной из первых была открыта школа для крестьян в имении графа Н. П. Румянцева в Гомеле, в 1817 году пригласившего английского педагога, знатока Белл-Ланкастерской системы, Я. И. Герда (1799/1800-1875). В августе 1818 года членами «Союза благоденствия» Ф. Н. Глинкой, Ф. П. Толстым, В. К. Кюхельбекером и др. организовано «Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения» (устав утверждён 14.1.1819). В 1819 году общество  открыло Санкт-Петербургское училище взаимного обучения и участвовало в организации подобных училищ в других городах (наиболее известны школы Орлова в Киеве и В. Ф. Раевского в Кишинёве). В противовес «Вольному обществу...» была создана правительственная система ланкастерских училищ. В 1820 году в Министерстве народного просвещения при Главном правлении училищ образован Комитет для устройства и наблюдения за училищами взаимного обучения во главе с М. Л. Магницким, Д. П. Руничем и И. И. Мартыновым. Педагогов в 1819-22 годах готовил Учительский институт взаимного обучения при Санкт-Петербургском университете.

Реклама

Подозрения властей в антиправительственном направлении школ взаимного обучения, а также недостаток средств на их содержание явились причиной упадка Белл-Ланкастерской системы в России. В 1825 году прекратило деятельность «Вольное общество...», в 1831 году закрыт министерский комитет. Немногие ланкастерские школы просуществовали до 1860-х годов. В 1840-50-х годах к Белл-Ланкастерской системе обратились ссыльные декабристы, создававшие школы в Сибири. Наиболее известны мужские и женские училища И. Д. Якушкина в Ялуторовске, в которых успешно сочетались классно урочная система и взаимное обучение.

Лит.: Томашевская Н. Ланкастерские школы в России // Русская школа. 1913. № 3.