Белый Андрей
БЕЛЫЙ Андрей (псевдоним; настоящие имя и фамилия - Борис Николаевич Бугаев) [14(26).10. 1880, Москва - 8.1.1934, там же], русский поэт, прозаик, теоретик символизма, критик, мемуарист. Сын математика Н. В. Бугаева. В 15 лет познакомился с семьёй брата Вл. С. Соловьёва - М. С. Соловьёвым, его женой, художницей О. М. Соловьёвой, и сыном, будущим поэтом С. М. Соловьёвым. Их дом стал второй семьёй для Бугаева, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, придумали псевдоним, познакомили с новейшим искусством и философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. С. Соловьёв). Окончил в 1903 году естественный отдел физико-математического факультета Московского университета. В 1904 году поступил на историко-филологический факультет, однако в 1906 году подал прошение об отчислении.
В 1901 году сдал в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)». Жанр литературной «симфонии», созданный Бугаевым [при жизни опубликованы «Северная симфония (1-я, героическая)» (1904 год), «Возврат» (1905 год), «Кубок метелей» (1908 год)], продемонстрировал ряд существенных черт его поэтики: тяготение к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности. В 1901-03 годах входил в среду московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис) и «Гриф»; затем познакомился с организаторами петербургских Религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. С января 1903 года начал переписку с А. А. Блоком (личное знакомство - с 1904 года), с которым его связали годы «дружбы-вражды». Осенью 1903 года стал одним из организаторов и идейных вдохновителей кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьёв, А. С. Петровский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Бугаева этого периода, напечатанных в журналах «Мир искусства», «Новый путь», «Весы», «Золотое руно», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904 год).
Реклама
Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Бугаева (1904-06 годы) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ф. Ницше и Вл. С. Соловьёва к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделённой любви к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909 год), раскола и ожесточённой журнальной полемики в символистском лагере. События Революции 1905-07 годов были восприняты Бугаевым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзии появляются социальные мотивы и «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909 год). 1909-1910 годы - начало перелома в мироощущении Бугаева, поиск новых позитивных жизненных путей. Подводя итоги прежней творческой деятельности, издал три тома критических и теоретических статей («Символизм», «Луг зелёный», оба 1910 года; «Арабески», 1911 год). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1909 год). Началом возрождения стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12 годы, Сицилия - Тунис - Египет - Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок». Вместе с ней Бугаев переживает период восторженного ученичества у создателя антропософии Р. Штайнера. Высшее творческое достижение этого периода - роман «Петербург» (1913-14 годы), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с осмыслением пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 века (М. Пруст, Дж. Джойс и др.). В 1914-16 годах жил в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 года вернулся в Россию. В 1915-16 годах создал роман «Котик Летаев» - первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжение - роман «Крещёный китаец», 1921 год). Начало 1-й мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 года - как возможный выход из глобальной катастрофы. Культуро-философские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918 год; «II. Кризис мысли», 1918 год; «III. Кризис культуры», 1918 год), очерке «Революция и культура» (1917 год), поэме «Христос воскрес» (1918 год), сборнике стихов «Звезда» (1922 год). В 1921-23 годах в Берлине пережил мучительное расставание с Р. Штайнером, разрыв с А. А. Тургеневой и оказался на грани душевного срыва, хотя и продолжал активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимал ряд безнадёжных попыток найти своё место в советской культуре, создал романную дилогию «Москва» («Московский чудак», 1926 год; «Москва под ударом», 1926 год), роман «Маски» (1932 год), выступал как мемуарист («Воспоминания о Блоке», 1922-23 годы; трилогия «На рубеже двух столетий», 1930 год, «Начало века», 1933 год, «Между двух революций», 1934 год), написал теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и "Медный всадник"» (1929 год) и «Мастерство Гоголя» (1934 год).
Соч.: Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966; Петербург. Л., 1981; Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 1-2; А. Белый и А. Блок: Переписка, 1903-1919 / Публ., предисл. и коммент. А. В. Лаврова. М., 2001.
Лит.: Долгополов Л. К. А. Белый и его роман «Петербург». Л., 1988; А. Белый. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988; Лавров А.В. А. Белый в 1900-е годы М., 1995; Keys R. The reluctant modernist: А. Belyi and the development of Russian fiction, 1902-1914. Oxf., 1996; Бугаева Кл. Н. Воспоминания об А. Белом. СПб., 2001; А. Белый: pro et contra: личность и творчество А. Белого в оценках и толкованиях современников. СПб., 2004.
Д. М. Магомедова.