Бентам Иеремия

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15.2.1748, Лондон - 6.6.1832, там же), английский философ, правовед, теоретик утилитаризма. Родился в семье адвоката. Учился в Вестминстерской школе. Окончил Оксфордский университет (1763 год), затем Лондонскую адвокатскую школу (Lincoln’s Inn, 1764 год). Отказался от престижной карьеры адвоката, сочтя себя неспособным к компромиссам, в дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права. По признанию Бентама, наибольшее влияние на него оказали Ш. Л. Монтескьё, Ч. Беккариа и особенно К. А. Гельвеций.

В 1785 году отправился в Россию к брату Сэмюэлу, служившему инженером в российской армии. В работе «Защита лихвы» («Defence of usury», 1787 год, русский перевод – 1865 год) доказывал, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, неоправданны и с экономической, и с юридической точек зрения. Во время пребывания в России создал проект «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется императрица Екатерина II (опубликован: «Panopticon, or the inspection house», 1791 год). В ряде работ Бентам обосновывал необходимость реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключёнными и плохой общей «экономией». Вернувшись в 1788 году в Англию, Бентам принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне (постройка не была принята парламентской комиссией, и проект закончился неудачей). В последующих работах, посвящённых политической экономии, защищал либеральный принцип laissez-faire, но допускал вмешательство государства в экономическую деятельность граждан. Во время Французской революции 18 века обратился к законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности; в 1792 году за заслуги перед Францией Бентам получил гражданство Французской республики. В 1802 году была опубликована «Теория законодательства» (впервые на французском языке). В «Катехизисе парламентской реформы» (1809 год, опубликован в 1817 году) отстаивал необходимость ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования, выступал в защиту прав национальных и конфессиональных меньшинств (католиков, евреев). Конституционному праву посвящён трактат «Конституционный кодекс» (опубликован в 1830 году). Идеи Бентама повлияли на характер первой парламентской реформы в Англии (1832 год), на программы чартизма и принятый в 1834 году закон о бедных. В 1823 году участвовал в учреждении журнала «Вестминстерское обозрение», ставшего влиятельным органом «философских радикалов».

Реклама

В работах «Введение в основания нравственности и законодательства» («Ап introduction to the principles of morals and legislation», 1789 год, русский перевод – 1998 год) и «Деонтология, или Наука о морали» («Deontology or the Science of morality», vol. 1-2, опубликован в 1834 году) Бентам отказывается от врождённых отвлечённых начал морали и законодательства и пытается выстроить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта. Главными движущими мотивами человека Бентам считает стремление к удовольствию и бегство от страдания. Зло - это страдание или причина страдания; благо - это соответственно удовольствие или причина удовольствия. В основе действия человека лежит принцип пользы, позволяющий оценивать всякое действие в соответствии с тем, способствует ли оно увеличению или уменьшению счастья лиц, которых оно затрагивает. Идея Бентама - «наибольшая сумма счастья для наибольшего числа людей» - выступает не только в качестве нравственного критерия при оценке конкретных поступков индивида, но определяет главную цель законодательной и вообще государственной деятельности. Исходя из того, что люди всегда жили в обществе, Бентам считал такие понятия, как естественное право, естественное состояние, общественный договор, несостоятельными. Так, право создаётся законом, а закон как выражение воли уже предполагает правление и общежитие. Теория общественного договора, исходившая из наличия у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, лишена исторических оснований: ведь правление (а значит, государство) устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы. По Бентаму, права могут быть только конкретными, они должны существовать, если полезны обществу, и упраздняться в случае их бесполезности («Анархические заблуждения», 1791-95 годы, опубликован в 1816 году на французском языке). Понимая свободу человека как отсутствие внешнего принуждения, Бентам рассматривал её с точки зрения доставляемого ею удовольствия. Ограничивающий свободу закон оправдан, поскольку обеспечивает порядок и хорошее управление, а тем самым и личные интересы граждан. Однако, прежде всего, людям должна быть обеспечена защита от произвола правительства, и единственным средством этого Бентам считает демократию.

Хотя каждый индивид движим корыстным интересом, но разумный индивид понимает, что для него полезно уважать интересы и права других. Государство, предоставляя гражданам возможность преследовать собственные цели, должно гармонизировать различные интересы людей, выполнять лишь регулятивную роль посредством наказания и награды [«Теория наказаний и наград», опубликована на французском языке («Théorie des peines et des récompenses», vol. 1-2, 1811 год); английские издания: «The rationale of reward», 1825 год; «The rationale of punishment», 1830 год]. Поведение людей может регламентироваться различными санкциями, в том числе политическими (наказание и награда), моральными (общественное мнение), религиозными. Особую роль при этом Бентам отводил образованию, называя его «непрямым законодательством». Наказание применяется не для исправления правонарушителя, а с целью назидания и вразумления других. Бентам был противником смертной казни, утверждая, что неотвратимость наказания важнее его жестокости.

Разработанные Бентамом принципы кодификации законодательства использовались в законодательствах многих стран (Франции, Германии, Индии, Австралии, Канады и др.). Развитая им философия полезности, понимаемая в качестве цели и критерия экономического поведения, стала одной из основ экономической теории 19-20 веков. В числе его последователей были Джеймс Милль, Джон С. Милль, Дж. Остин и др., позднее его идеи сыграли важную роль в становлении маржинализма.

Соч.: О судебных доказательствах. К., 1876; The works. N. Y., 1962. Vol. 1-11; Correspondence. Oxf., 1968-2000. Vol. 1-11; Collected works. L., 1997.

Лит.: Жуковский Ю. Г. История политической литературы ХlХ-го столетия. СПб., 1871. Т. 1; Чичерин Б. Н. История политических учений. М., 1874. Т. 3. С. 256-322; Раффалович С. Жизнь и деятельность Бентама // Юм Д. Опыты. - Бентам И. Принципы законодательства. М., 1886; Halévy Е. La formation du radicalisme philosophique. Р., 1901-1904. Vol. 1-3. Р., 1995; Покровский П. Бентам и его время. П., 1916; Harrison R. Bentham. L., 1983; Rosen F. J. Bentham and representative democracy. Oxf., 1983; Kelly Р. J. Utilitarianism and distributive justice. Oxf., 1990; Stephen L. The English Utilitarians. Bristol, 1991. Vol. 1-3.

И. В. Борисова.