Бензин
БЕНЗИН, смесь углеводородов (главным образом С4-С12) с пределами выкипания 35-205 °С, получаемая из лёгких фракций нефти, нефтяных газовых конденсатов, каменных и бурых углей, сланцев; используется как топливо в карбюраторных двигателях с искровым зажиганием, устанавливаемых на легковых и грузовых автомобилях, самолётах, вертолётах и пр. В состав бензина входят алканы, алкены, ароматические и нафтеновые углеводороды, примеси серо-, азот- и кислородсодержащих органических соединений. Бензин - бесцветная жидкость с характерным запахом; плотность 700-780 кг/м3, теплота сгорания 41-44 МДж/кг; пары бензина образуют с воздухом горючие смеси. Основной показатель качества бензина - детонационная стойкость (смотри в статье Октановое число), для повышения которой применяют антидетонаторы моторных топлив. Для повышения химической стабильности в бензин добавляют антиокислительные присадки, главным образом алкилфенолы.
Бензин производят путём смешения бензиновых компонентов различных технологических процессов нефтепереработки - прямой перегонки, термического и каталитического крекинга, риформинга и др. Наиболее высокооктановыми являются бензины процессов риформинга, изомеризации, алкилирования; наименее - прямогонные фракции термических процессов.
Реклама
Производят автомобильные и авиационные бензины различных марок. Автомобильные бензины подразделяют на летние и зимние (последние содержат большее количество низкокипящих углеводородов). Основные марки автомобильных неэтилированных (не содержащих тетраэтилсвинца) бензинов - А-80, АИ-91, А-92, АИ-93, АИ-95, А-96, АИ-98; цифры в маркировке показывают величину октанового числа по моторному или исследовательскому методу. Бензины марок Нормаль-80 (для грузовых автомобилей), Регуляр-91 (аналогичен АИ-93), Премиум-95 и Супер-98 (для легковых автомобилей) соответствуют требованиям международных стандартов. Производят также бензины с улучшенными экологическими свойствами (например, АИ-80ЭК, АИ-92ЭК, АИ-95ЭК, АИ-98ЭК), в которых ограничено содержание бензола (не более 3-5% по объёму), аренов (не более 45% по объёму), серы (не более 0,05% по массе), с добавлением моющих присадок. Авиационные бензин получают на основе бензина каталитического риформинга и высокооктановых компонентов: смеси изоалканов (смотри Алкилат), толуола и пр.; основные марки Б-92 и Б-91/115 (цифры в маркировке указывают: первая - октановое число по моторному методу, вторая - сортность). В авиационном бензине для обеспечения требуемого уровня детонационной стойкости добавляют на 1 кг бензина 1,0-3,1 г тетраэтилсвинца в виде этиловой жидкости (гомогенной смеси тетраэтилсвинца и галогенпроизводных углеводородов). Высокотоксичные этилированные авиационные бензины для безопасности окрашивают. Небольшие количества бензинов используют как растворители в различных отраслях промышленности (смотри Нефтяные растворители).
Бензин пожароопасен. Длительное вдыхание паров бензина вызывает острые отравления, сопровождающиеся головной болью, кашлем, головокружением, иногда потерей сознания.
Смотри также Синтетическое жидкое топливо.
Лит.: Гуреев А. А., Азев В. С. Автомобильные бензины. Свойства и применение. М., 1996; Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Справочник / Под редакцией В. М. Школьникова. 2-е изд. М., 1999.
В. Г. Спиркин.