Берберы
БЕРБЕРЫ, группа народов, коренное население Северной Африки. Составляют около 50% населения Марокко, около 25% населения Алжира; живут также в Тунисе, Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и др. Общая численность около 30 миллионов человек, в том числе в странах Европы - 3 миллиона человек (2005, оценка). Говорят на берберо-ливийских языках: берберы Марокко [тамазигт (тамазигхт, имазигхен, берабер) и шильх (язык - ташельхит) Атласских гор; рифы, сенхажа и другие зенетские группы], Алжира (зенетские народы шавийя, шенуа; кабилы, так называемые берберы сахарских оазисов), Туниса (джерба, сенед и др.), нефуса и зуара в Ливии - на языках северной группы; авджила (ауджила), сокна и др. берберы оазисов Ливии, сиуа на северо-западе Египта - на языках восточной группы; туареги - на языках южной группы; зенага в Мавритании - на языках западной группы. Верующие в основном мусульмане-сунниты (преимущественно маликиты), распространён хариджизм (о. Джерба в Тунисе, область Мзаб в Алжире, Сиджильмаса в Марокко и др.), есть иудаисты и христиане.
О древней истории предков берберов смотри в статье Ливийцы. После арабских завоеваний Магриба с конца 7 века и особенно в 11-12 веках происходит их арабизация и исламизация, берберы вытесняются в горные и пустынные районы.
Реклама
Основные традиционные занятия - кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот), пашенное земледелие (ячмень, просо, пшеница, садоводство). В оазисах занимаются земледелием, огородничеством, транзитной караванной торговлей. Племена (такбильт) управляются вождями (агеллид, амгар) и советами старейшин (берберский имзран, арабский джмаа), разделяются на кланы (лефф, игхс). Центром племенной территории у оседлых групп служит укреплённое поселение (берберские - тигремт, дшар; арабский - касба, ксар); характерны башни-зернохранилища. Сохраняется общинное землепользование (арш), распространены временные межклановые союзы (тиуизи), взаимопомощь, например в выпасе скота (тауаллат). Кочевники живут в шатрах (берберский тахамт, арабский хима), стоянки имеют круговую планировку (дуар, мдуар). Распространены религиозно-мистические марабутские братства с развитой системой профессионально-корпоративных объединений, восходящие к суфийским орденам-тарикатам.
Устное творчество. Устная поэзия более всего развита у кабилов и шильх. Популярны лирические стихотворения: отдельные (асефра) и объединённые в поэтические циклы (тизрарин). В эпической поэзии воспеваются доблесть и отвага предков, жизнь пророка Мухаммеда и святых. В поэзии шильх встречаются эпические поэмы религиозного и сатирического содержания (тамдгаазжи). В поэмах-имайт речь идёт о дружбе, любви и любовных страданиях. Короткие поэмы (тайфферт) рассказывают о жизни соплеменников, войнах и праздниках. Поэмы-излан посвящены повседневной жизни. Хади - поэма с религиозной окраской («Поэма о Саби», герой которой отправился в ад ради спасения родителей).
Многочисленны и разнообразны сказки. Сказки о животных предназначены для всех, бытовые - в основном для мужской аудитории. Волшебные сказки берберов Магриба рассказывают только женщины в женской и детской аудитории. Существует запрет рассказывать сказки днём. Центральный герой сказок о животных - Шакал (существует несколько циклов о нём). Бытовые сказки повествуют о ворах, разбойниках, об отгадывании загадок, о плутах, о неверных жёнах, о дураках и др. Популярны сказки о сироте, сказки о знаменитом берберском плуте (Си Джоха в Марокко, Си Джеха в Алжире), близком среднеазиатскому Ходже Насреддину. Среди сюжетов волшебных сказок - как широко известные во всём мире, так и чисто берберские. Существует множество пословиц и поговорок.
Музыкально-поэтические жанры - аферди (распев загадок), ташерафт (пастушеские песни), атемши, или изли (песни-поэмы), ахваш (массовая песня-танец, Марокко); ахеллиль, тагеррабт (круговые праздничные песни-танцы, Алжир). Характерно респонсорное пение с танцами в сопровождении инструментального ансамбля, состоящего обычно из духовых и мембранофонов. Среди традиционных инструментов (частью арабского происхождения): язычковые - зорна, гаита; тростниковая флейта касаба (гасба); барабан табль; бубны - бендир, тариджа; лютня гуинбри (её предшественница - древнеегипетская лютня с длинной шейкой). Основные инструменты туарегов - 1-струнный смычковый имзад (анзад; женский инструмент), 1-струнный щипковый гугей, плоские барабанчики ганга, литавра-ступа тинди. В горах Среднего Атласа практикуется особый вид игры на бубнах - сольная виртуозная импровизация, сопровождаемая сложными ритмическими фигурами на фоне опорного ритма, в северных предгорьях - полиритмическая игра на барабанах и бубнах. Сохраняются традиции музыкально-поэтических состязаний; между выступлениями солистов-импровизаторов мужской и женский хоры танцуют в сопровождении бубнов. Музыка всех бербероязычных групп опирается на диатонические звукоряды, на юге Марокко и Туниса используется пентатоника. К концу 20 века распространились городские танцевально-песенные формы - женские (хувара) и мужские (дабка; приурочены к мусульманскому календарю, включают игру на барабане в форме песочных часов - агваль).
Лит.: Жюльен Ш.-А. История Северной Африки. М., 1961. Т. 1-2; Ментешашвили 3. А. Берберы в общественно-политической жизни Марокко (50-70-е годы XX век). М., 1982; Лев Африканский. Африка - третья часть света. Л., 1983; Гаудио А. Цивилизации Сахары. М., 1985; Лот А. Туареги Ахаггара. М., 1989; Видясова М. Ф. Социальные структуры доколониального Магриба. М., 1987; Ланда Р. Г. От руин Карфагена до вершин Атласа. М., 1991; Дьяков Н. Н. Марокко: история, культура, религия. СПб., 1993. Н.Н. Дьяков; И. Г. Кушке, О. В. Русанова, А. С. Алпатова (устное творчество).