Беренгар Турский

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ [латинский Berengarius (Beringerius) Turonensis; французский Вérenger de Tours] (около 1000, Тур или его окрестности, Франция - январь 1088, монастырь Святой Космы, близ Тура), католический богослов, представитель ранней схоластики.

Начальное образование получил в епископальной школе Святого Мартина в Туре, затем изучал богословие в Шартре под руководством епископа Фульберта Шартрского, основателя шартрской школы. После его смерти в 1029 году вернулся в Тур и стал там каноником кафедрального собора. Около 1031 года возглавил турскую епископальную школу Святого Мартина, которая при нём стала одной из лучших во Франции. Около 1040 года Беренгар Турский был рукоположен в архидиакона церкви Святого Маврикия в Анжере.

Беренгар Турский был одним из основных участников евхаристических споров 11 века. Во 2-й половине 1040-х годов он вступил в полемику с учением Пасхазия Радберта (умер около 865) о евхаристии. Пасхазий отстаивал точку зрения, согласно которой во время евхаристии хлеб и вино субстанциально становятся Телом и Кровью Христа. Для Беренгара Турского присутствие Тела и Крови Господа в евхаристических хлебе и вине было скорее духовным, нежели реальным, хлеб и вино - лишь символы Тела и Крови Господних.

Учение Беренгара Турского о евхаристии было осуждено на соборах в Риме (1050), Верчелли (1050), Париже (1051); официальное отречение от своих взглядов Беренгар Турский был вынужден лично подписать перед собором в Риме (около 1059), однако и после этого он продолжал публичное их изложение. Лишь в 1079 году на соборе в Риме под давлением папы Римского Григория VII Беренгар Турский вторично отрёкся от своих взглядов и принял формулу о субстанциальном преложении евхаристических хлеба и вина. После смерти самого Беренгара Турского сторонники его взглядов были осуждены на соборе в Пьяченце (1095).

Лит.: McDonald А.J. Вérengar and the reform of sacramental doctrine. L., 1930; Sheedy Ch. Е. The eucharistie controversy of the 11th cent. Wash., 1947.