Беспризорность

БЕСПРИЗОРНОСТЬ детская, статус несовершеннолетнего, характеризующийся отсутствием у ребёнка одновременно родителей (или лиц, их заменяющих) и места постоянного проживания. Беспризорность связана с утратой связей с семьёй, родными людьми, обществом в целом и имеет тяжёлые психологические последствия для становления личности ребёнка, его самооценки и благополучия. Беспризорность обусловлена социальными, экономическими, психологическими причинами — кризисом в условиях урбанизации традиционной семьи и брака, ответственного родительства, бедностью и др. В условиях социальных и экономических кризисов, войн, катастроф отмечается рост беспризорности. К её негативным последствиям относятся угроза вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность, проституцию, приобретения ими алкогольной и наркотической зависимости. В 1970-80-х годах, в условиях, когда в силу политических причин признание наличия беспризорных детей в СССР считалось недопустимым, преимущественно использовалось понятие «безнадзорность». Безнадзорными считались дети, которым биологические родители из семей, признанных асоциальными, не способны обеспечить должного ухода, воспитания и контроля. В 1990-х годах отсутствие связи с биологическими родителями и обусловленные этим лишения обозначали понятием «социальное сиротство».

Реклама

В индустриально развитых странах в 1950-60-х годах проблема беспризорных детей считалась решённой. Беспризорность признавалась характерной для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки как результат экономической отсталости, бедности, масштабной миграции, бесконтрольного роста городов и последствий неоколониализма. Однако в конце 20 - начале 21 века отмечен рост беспризорности и в развитых странах. Например, в Бельгии насчитывается до 4 тысяч беспризорных и безнадзорных детей, во Франции - 10 тысяч, в Австралии - 50 тысяч, в США - 1,3-1,5 млн., в Бразилии - 12 миллионов.

В России проблема беспризорности появилась в 18 веке. При монастырях создавались первые детские приюты. В 1-й половина 19 века в Москве и Санкт-Петербурге учреждены частные приюты. К концу 19 – началу 20 века была создана система социального попечения над беспризорными детьми. Эти учреждения финансировались преимущественно частными лицами при участии государства и церкви, благотворительных организаций. Количество детей, размещённых в приютах, в начале 20 века достигало 30 тысяч.

Экономическая разруха, голод, бедность, сиротство, потеря родителей, эпидемии, миграция населения, вызванные Гражданской войной 1917-22 годов, обусловили рост беспризорности. В 1921 году в воспитательных учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, находилось до 541 тысячи воспитанников. К 1922 году количество беспризорных на улицах достигло 7 миллионов человек. Проблемами беспризорности занимались Государственный совет защиты детей (1921), Детская комиссия ВЦИК. В 1926 году были приняты Положение о мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью в РСФСР и Постановление ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью». Осуществляемая государством система мер привела к сокращению масштабов беспризорности в СССР; к 1930 году эта проблема была в целом решена. В этот период основной акцент делался на развитие воспитательных учреждений интернатского типа - детских колоний, детских домов, коммун трудовых, школ-коммун, а также на педагогические методы, формирование коллективизма, политическое воспитание в духе советской идеологии и подготовку к трудовой жизни.

После Великой Отечественной войны отмечалась вторая волна беспризорности, которая была достаточно быстро погашена к началу 1950-х годов. Система воспитательных учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была укреплена и расширена.

С начала 1990-х годов в России наблюдается третья волна беспризорности. К 2004 году количество детей улиц, по некоторым оценкам, колебалось от 700 тысяч до 2 миллионов. Меняются формы профилактики беспризорности и организации социальной и педагогической работы, кроме традиционных детских домов возникают детские дома семейного типа, усиливается значение патроната и фостерных семей, опеки. Создаются государственные и негосударственные приюты временного содержания беспризорных детей, финансируемые государством, отечественными и зарубежными фондами, благотворительными организациями. По инициативе международной благотворительной организации SOS-Kinderdorf с 1996 года в России создаются детские деревни. Развиваются такие виды борьбы и профилактики правонарушений несовершеннолетних, как ювенальная юстиция, примирительное правосудие, пробация.

Приоритетными направлениями в этой области становятся деинституциализация (сокращение роли традиционных детских домов), декриминализация (акцент на предупредительные меры, политика, направленная на ограничение таких принудительных мер, как помещение несовершеннолетних в закрытые воспитательные учреждения, тюрьмы, колонии), усиление контроля над охраной прав ребёнка, различные виды социальной работы на улице, в местах скопления и проживания беспризорных детей.

Во 2-й половине 20 века начала формироваться международная система защиты детства: в 1946 году основан Детский фонд ООН - ЮНИСЕФ, в 1989 - Комитет ООН по правам ребёнка. Приняты основные документы, защищающие права детей: Декларация прав ребёнка (1959), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, - Пекинские правила (1985), Конвенция о правах ребёнка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). В 1997 году была создана Европейская сеть омбудсменов (уполномоченных) по правам ребёнка (ENOC), в которую входят и представители Российской Федерации.

В соответствии с конституционными положениями об охране детства в Российской Федерации принят ряд законов и разрабатываются меры, направленные на смягчение проблемы беспризорности: федеральные законы «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), Семейный кодекс Российской Федерации (1995). В рамках президентской программы «Дети России» принята Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2000) и др.

Лит.: Слуцкий Е.Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность // Социологические исследования. 1998. № 3; Тебиев Б. К., Коркищенко О.А. Государство, общество и «трудные дети» в досоветской России: государственно-правовая мысль, социальная политика и общественно-благотворительная деятельность по предупреждению преступности и безнадзорности несовершеннолетних в России XVIII - начало XX в. М., 2002; Арефьев А. Л., Бердыклычева Н. М. Беспризорники в постсоветской России // Мониторинг общественного мнения. 2003. № 5/6; Гладыш С. Дети большой беды. М., 2004.

П. В. Романов.