Бессознательное

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, совокупность психических феноменов и процессов, в которых субъект не отдаёт себе отчёта. Учитывая, что механизмы всех психических функций обычно не осознаются, такое определение распространяет область бессознательного почти на всё, что изучает психология. В глубинной психологии бессознательное — особый функциональный компонент психики, инстанция, противостоящая сознанию и дополняющая его.

Представления о неосознаваемых сферах жизни души содержатся во многих традиционных учениях - «мир воображения» (арабский - алям-аль-миталь) в исламе, концепция трансцендентного «зрителя» (сущностного Я) в йоге, «сознания-хранилища» (в котором содержатся все «следы», оставленные прошлым опытом, и «семена» будущего опыта) в буддизме, учение Платона о познании как воспоминании (анамнесис) и многих др.

Концепция бессознательного впервые была чётко сформулирована Г. В. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). В эпоху романтизма в противовес рационалистическим воззрениям Просвещения сложился своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества (Ф. В. Шеллинг, К. Г. Кару с и др.). Иррационалистическое учение о бессознательном, выдвинутое А. Шопенгауэром, было развито далее Э. Гартманом, который возвёл бессознательное в ранг универсального принципа, лежащего в основе бытия.

Реклама

Изучение бессознательного психологией началось в 19 веке. И. Ф. Гербарт, анализируя динамику представлений, описал психические конфликты и вытеснение в бессознательном одних представлений другими. Г. Л. Ф. Гельмгольц разработал концепцию «бессознательных умозаключений», обеспечивающих восприятие событий на основе прошлого опыта. Г. Лебон в своей «психологии толпы» подчёркивал бессознательный и иррациональный характер массового стихийного поведения.

Важный стимул в изучении бессознательного дало применение гипноза в целях психотерапии французской психиатрической школой. В исследованиях постгипнотического внушения (выходя из гипноза, человек выполняет внушённую ему инструкцию, но, не осознавая причин своего действия, пытается придумать ему рациональное объяснение) И. Бернхейма и неосознаваемых травм психических Ж. Шарко и П. Жане были наглядно продемонстрированы феномены неосознаваемой психической регуляции поведения. Согласно Жане, причинами неврозов могут служить травмирующие события, ставшие неосознаваемыми и замещённые невротическими симптомами в результате «сужения поля сознания». Каждое из таких образований сохраняет собственную активность, обладая признаками отдельной личности. По Жане, в бессознательном существует ряд «единовременных психических существований» (позже К. Г. Юнг назвал их автономными комплексами).

Бессознательное в глубинной психологии. Изучение бессознательного в русле психотерапии было продолжено З. Фрейдом, подтвердившим связь между невротическими симптомами и переживаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия защитных механизмов личности — вытеснения, проекции, рационализации и др. Фрейд предложил радикально новое понимание бессознательного как особой противостоящей сознанию системы психики, являющейся источником инстинктивных влечений, прежде всего сексуальных (либидо), хранилищем вытесненных переживаний и врождённых «первофантазий». Содержание бессознательного - типическое, в основном это общие для всех людей связные группы переживаний (комплексы), большей частью формирующиеся в детстве и сохраняющие инфантильный характер.

Психика выступает у З. Фрейда как динамическая система противоборствующих сил. Мотивационным энергиям бессознательного, стремящимся разрядить своё напряжение в действиях или фантазиях человека («принцип удовольствия»), препятствует «цензура», подавляющая и искажающая неприемлемое для сознания содержание. Действие цензуры ослабляется во время сна, опьянения, в гипнотическом трансе, творческих состояниях и др. изменённых состояниях сознания. Основными источниками сведений о бессознательном служат сновидения, остроты и ошибки, психопатологические симптомы, продукты творчества, поток свободных ассоциаций (всё это «компромиссные», то есть искажённые цензурой образования, функция которых - реализация влечений). Содержание бессознательного может выявляться и ставиться под контроль сознания в процессе его повторного проживания (катарсиса) с помощью техники психоанализа. Между сознанием и бессознательным располагается предсознательное, включающее содержания, не осознаваемые в данный момент, но актуализирующиеся по мере необходимости.

В поздних работах 3. Фрейд наряду с Я и бессознательным (Оно) ввёл ещё одну неосознаваемую психическую инстанцию, ответственную за цензуру и вытеснение, — Сверх-Я, источник морали, проявляющийся в чувстве вины, долга и т.п. В бессознательном Фрейд выделил два фундаментальных инстинкта - Эрос (силы жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатос (влечение к смерти, разрушению и агрессии), между которыми идёт борьба.

В интерпретации фрейдовского учения у Ж. Лакана бессознательное предстаёт как лингвистический феномен - семантичное поле, «силовые линии» которого предшествуют опыту и организуют его. Активность бессознательного описывается Лаканом как особый вид речи, говорящей о нереализованных желаниях языком симптомов и других «компромиссных образований», которые представляют собой «разрывы» в субъекте (т.е. в осмысленной связной речи). Вслед за Лаканом бессознательное начинают рассматривать как интерсубъективный феномен, для изучения которого привлекается лингвистика и семиотика. Исследование бессознательного стало пониматься как особая «глубинная герменевтика» - расшифровка и интерпретация скрытого смысла речи-сознания (или симптомов, понимаемых как сообщение).

В. Райх считал, что в формировании бессознательного участвуют «мышечные зажимы» - хронические напряжения в теле, посредством которых человек блокирует тревогу, гнев и сексуальное возбуждение. Мышечный панцирь, препятствующий разрядке энергии либидо, и система личностных защит человека - это одна и та же структура, формирующая бессознательное и вызывающая психосоматические заболевания.

В работах ряда учеников и последователей 3. Фрейда, отошедших от психоанализа, при рассмотрении бессознательного акценты были смещены с подавленной сексуальности на широкий спектр конфликтных ситуаций, обусловленных социокультурными причинами. Например, А. Адлер считал основой бессознательного сформировавшийся в детстве комплекс неполноценности и связанное с ним стремление к превосходству над другими людьми. Согласно Э. Бёрну, люди не осознают своих жизненных «сценариев» и играют в привычные «игры», пытаясь удовлетворить свои неосознаваемые желания.

В аналитической психологии К. Г. Юнга личное бессознательное, описанное 3. Фрейдом, - лишь преддверие к «океану» коллективного бессознательного, общего для всего психического пространства, не зависящего от культуры и индивидуальных особенностей психики. Структурными единицами коллективного бессознательного являются архетипы - универсальные схемы формирования образов, переживаний, жизненных ситуаций. По Юнгу, глубинные слои бессознательного лишь в слабой степени объяснимы рациональными средствами; вместо попыток объективировать бессознательное психотерапевту следует наладить диалог с ним как с партнёром. У Юнга бессознательное выступает как созидательная творческая сила, направляющая психическую энергию на индивидуацию (диалогическое соединение сознания и бессознательного, обеспечивающее полноту раскрытия личности) и своей работой компенсирующая односторонность сознательных решений и поступков. Эго, сознательное Я, с которым отождествляет себя современный человек, - лишь социальная роль, «маска» (в терминах Юнга - «персона»), а подлинный центр психики, трансцендентный источник осознания - «Самость» - принадлежит к бессознательному, подобно глазу, не способному увидеть себя.

Вслед за К. Г. Юнгом «высшее Я» выделял Р. Ассаджоли, располагая его в ещё одной области бессознательного - «сверхсознании», сфере интуиции, вдохновения, источнике творческих процессов, любви и высших чувств. Исследования сверхсознательного оживились в 1960-х годах в русле трансперсональной психологии в связи с множеством новых данных, полученных при изучении психоделического опыта. С. Гроф выделяет три области бессознательного: личное бессознательное (в основном описанное 3. Фрейдом); трансперсональное бессознательное (частично описанное Юнгом, его многочисленные «картографии» представлены в религиозных и мистических картинах мира); перинатальное бессознательное, наполненное символами и конкретными переживаниями смерти и рождения (учение о родовой травме как основе бессознательного было разработано О. Ранком) и являющееся как бы «мостом» между личным и трансперсональным бессознательным.

Бессознательное в экспериментальной психологии. Разработанная Д. Н. Узнадзе теория неосознаваемой установки была положена в основу широкомасштабного изучения бессознательного грузинской психологической школой. Ж. Пиаже описал «когнитивное бессознательное» (в дополнение к «аффективному бессознательному» 3. Фрейда) - когнитивные неосознаваемые процессы, обеспечивающие работу сознания. Проводятся исследования «двигательного бессознательного», регулирующего двигательные процессы и лежащего в основе автоматизмов (двигательных стереотипов) и непроизвольных действий (которые могут осознаваться субъектом, если на пути привычного автоматизированного поведения встречается неожиданное препятствие). Представление о психофизиологических механизмах неосознаваемого автоматизированного поведения разработано Н. А. Бернштейном в его концепции построения движений.

Ведутся исследования неосознаваемого восприятия (например, восприятия невербальных аспектов коммуникации, подпорогового восприятия). Изучаются особенности бессознательных мыслительных процессов, такие, как иконический характер знаков-образов, которыми оперирует бессознательное, слитость этих образов с переживаниями (т. е. отсутствие или неустойчивость разделения на субъект и объект, выделения Я и не-Я), безразличие бессознательного к логике и времени (все эти особенности выделяют в мышлении детей, в «примитивных» обществах, в содержании сновидений). Идёт поиск нейрофизиологических коррелятов бессознательного, которое часто связывают с межполушарной асимметрией и работой правого полушария головного мозга. В социальной психологии изучается распространение неосознаваемого социального влияния - механизмы идентификации, подражания, «социального заражения», паники и тому подобное, особенности формирования и функционирования социальных установок.

Международные конгрессы по изучению бессознательного проводились в 1910 году в Бостоне и в 1979 году в Тбилиси.

Лит.: Whyte L.L. The unconscious before Freud. N. Y., 1960; Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М., 1968; Бессознательное: Природа, функции, методы исследования: [В 4 т.]. Тб., 1978-1985; Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990; Бессознательное. Новочеркасск, 1994; Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994; Юнг К. Г. Исследование процесса индивидуации: Тэвистокские лекции. М.; К., 1998; Элленберг Г. Открытие бессознательного. СПб., 2001; Лакан Ж. Семинары. М., 2004. Кн. 11 : Четыре основные понятия психоанализа.

А. В. Константинов.