Бецкой Иван Иванович

Бецкой (Бецкий) Иван ИвановичБЕЦКОЙ (Бецкий) Иван Иванович [3(14).2.1704, Стокгольм - 31.8(11.9).1795, Санкт-Петербург], российский государственный и общественный деятель, действительный тайный советник (1766). Дворянин. Внебрачный сын генерал-фельдмаршала князя И. Ю. Трубецкого. Окончил Копенгагенский кадетский корпус. С 1719 года секретарь российского посольства в Париже, с 1728 года в Военной коллегии, находился в подчинении отца. В 1741-47 годах камергер двора герцога Карла Петра Ульриха Гольштейн-Готторпского (будущий император Пётр III). Затем отправился в длительное путешествие по Франции, Германии, Испании, Италии, Голландии, во время которого познакомился с Вольтером, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо. В мае 1762 года назначен главным директором Канцелярии от строений (до 1793 года), сохранил верность Петру III во время дворцового переворота 1762 года. После воцарения императрицы Екатерины II прощён и приглашён на службу, в 1762-79 годах её личный секретарь. В 1763-94 годах президент Академии Художеств.

Реклама

Инициатор учебно-педагогической реформы, проведённой им в духе Просвещения (опирался на идеи Я. А. Коменского, Ф. Фенелона, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и др.). Приоритет отдавал воспитанию юношества как фактору преобразования общества на началах нравственности. Главную цель видел в создании «новой породы людей» - гуманных и справедливых, способных принести пользу обществу. Условием формирования их первого поколения считал строгую изоляцию от «пагубного» влияния предрассудков и «пороков» старшего поколения. Полагал, что без воспитания образование лишь вредит натуре ребёнка, отвращает его от добродетелей. На этих началах составил и в 1763 году представил императрице Екатерине II программный документ реформы - «Генеральное Учреждение о воспитании юношества обоего пола» (утверждён в 1764), в том же году разработал «Генеральный план» Московского воспитательного дома. В соответствии с программой Бецкого в 1760-х - начале 1770-х годов создана система закрытых учебных заведений (своих - для каждого сословия) с широкой педагогической программой «развития тела и души». В них принимались дети 4-6 лет, которые полностью изолировались от родных и общества, там они воспитывались до 18-20 лет. Для детей дворян открывались средние учебно-воспитательные заведения по образцу основанного Бецким в 1764 году «Общества двухсот благородных девиц» при Смольном монастыре (смотри Смольный институт) и реформированного им в 1766 году Сухопутного шляхетного кадетского корпуса. Дети, рождённые вне брака или оставленные родителями по бедности, определялись в воспитательные дома (открывались во многих крупных городах Российской империи по образцу Московского воспитательного дома), их выпускники получали ремесленные навыки, становились «вольными» и должны были «служить отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремёслах». Для детей податных сословий создавались профессиональные училища со специальным учебно-воспитательным курсом: училище при Академии Художеств (1764), педагогические училища при Смольном обществе (1765) и Сухопутном шляхетном кадетском корпусе (1766); эти дети могли также учиться в Демидовском коммерческом училище при Московском воспитательном доме (1772), Родовспомогательном училище при госпитале Санкт-Петербургского воспитательного дома (1784) и др. Учебные заведения для детей дворян существовали на средства государства, воспитательные дома главным образом на благотворительные средства, отчасти на капиталы, доставляемые казёнными кредитными учреждениями - Сохранной и Ссудной казнами (учреждены в 1772 году манифестом императрицы Екатерины II при опекунских советах Московских и Петербургских воспитательных домов в соответствии с уставами, разработанными Бецким), остальные исключительно на благотворительные пожертвования. Все вновь открытые и реорганизованные учебные заведения были объединены под руководством Бецкого, который являлся главным попечителем Московского воспитательного дома (1763-92), попечителем Смольного общества (1764-89), членом совета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1765-82).

Свои педагогические идеи Бецкой изложил также в подготовленных и опубликованных им «Кратком наставлении, выбранном из лучших авторов... о воспитании детей от рождения их до юношества» (1766), «Собрании учреждений и предписаний касательно воспитания в России обоего пола благородного и мещанского юношества» (1789-91) и др.

Лит.: Лаппо-Данилевский А.С. И. И. Бецкой и его система воспитания. СПб., 1904; Майков П. М. И. И. Бецкой. Опыт его биографии. СПб., 1904; Кизеветтер А. А. Один из реформаторов русской школы. [И И. Бецкой] // Кизеветтер А. А. Исторические очерки. М., 1912; Ерошкина А. Н. Деятель эпохи просвещенного абсолютизма И. И. Бецкой // Вопросы истории. 1993. № 9; она же. Администратор от культуры (И. И. Бецкой) // Русская культура последней трети XVIII века - времени Екатерины Второй. М., 1997.

А. Н. Ерошкина.