Воспитательные дома

Воспитательные домаВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДОМА, закрытые учебно-воспитательные учреждения для подкидышей, внебрачных детей, сирот, а также тех детей, которых не могли содержать родители. В России первый воспитательный дом открыт в 1764 году в Москве на основе разработанного И. И. Бецким «Генерального плана» (утверждён императрицей Екатериной II в 1763). По образцу Московского воспитательного дома открыты воспитательные дома в Новгороде (1766), Санкт-Петербурге (1770), а позднее - и во многих других городах. В 1828 году дальнейшее устройство воспитательных домов (к этому времени их было 37) запрещено в связи с высоким уровнем смертности воспитанников, главным образом в провинциальных воспитательных домах (была вызвана теснотой, недостатком кормилиц и другими факторами), вновь разрешено в 1898 году. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 года, в воспитательных домах содержалось 64,1 тысяч детей.

Обучение в воспитательных домах начиналось с 7 лет, дети занимались чтением, чистописанием, рисованием, обучались основам ре-мёсел. Некоторые воспитательные дома посылали наиболее способных воспитанников для дальнейшего обучения в различные средние учебные заведения, готовили медицинский персонал из воспитанниц в существовавших при них госпиталях. Воспитательные  дома содействовали трудоустройству своих воспитанников по достижении ими совершеннолетия. Воспитательные  дома  практиковали также отдачу детей в крестьянские семьи на воспитание (за вознаграждение), для их обучения содержали сельские школы.

Реклама

Воспитательные  дома  управлялись приказами общественного призрения, по мере ликвидации приказов стали переходить в подчинение земств. Крупнейшие воспитательные дома  - Московский и Петербургский - управлялись их собственными опекунскими советами, в 1797 году они подчинены Ведомству учреждений императрицы Марии.

Первоначально воспитательные дома  содержались на «доброхотные подаяния» - пожертвования частных лиц, а также на 1/4 часть доходов с театральных зрелищ и доходы от клеймения карт. В 1772 году при Московском и Петербургском воспитательных домах учреждены казны: вдовьи (страхование женщин на случай их вдовства), ссудные (выдавали ссуды под залоги) (в 1860 и те, и другие переданы Министерству финансов) и сохранные (в 1862 переданы Министерству финансов). В 1833 году вклады только в московскую Сохранную казну составляли 115 миллионов рублей серебром. Петербургский и Московский воспитательные дома  были освобождены от пошлин при заключении контрактов, для изыскания средств на содержание воспитанников занимались куплей-продажей земли, заводов, мастерских, устраивали лотереи и пр.

После Октябрьской революции 1917 года воспитательные дома  закрыты, их функции стали осуществлять учреждения народных комиссариатов просвещения и здравоохранения.

За рубежом организационно-педагогические основы создания воспитательных учреждений, аналогичных российским воспитательным домам (детские приюты, детские деревни, сиротские дома и др.), разработал в 17 веке А. Г. Франке, открывший первый детский приют для сирот в Галле (Германия). С начала 19 века такие учреждения получили распространение в Германии, Великобритании и Нидерландах, позднее во Франции, Австрии. Известны: сиротский дом Прево, организованный в 1880 году П. Робеном в Кампюи (Франция), Дом сирот (1912) и Наш дом (1919), созданные Я. Корчаком в Варшаве, детские деревни, созданные австрийским педагогом Г. Гмайнером (первая в 1949 в деревне Имст, Австрия).

Лит.: Драшусов В. Н. Материалы для истории Императорского Московского воспитательного дома: В 2 вып. М., 1863-1868; Бобровников В. Г. Воспитательные дома России (1764-1917 годы) // КЛИО. 2004. № 1(24).

А. Н. Ерошкина.