Бежар Морис

Бежар (Béjart) Морис БЕЖАР (Béjart) Морис (псевдоним; настоящее имя и фамилия Морис Жан Берже, Berger) (родился 1.1.1927, Марсель), французский артист балета, хореограф, режиссёр, педагог. Член Французской академии изящных искусств (1994). Сын философа Г. Берже (1896—1960). Классическому танцу обучался с 1941 года, с 1945 - у Л. Статса, Л. Н. Егоровой, мадам Рузан (в Париже) и у В. Волковой (в Лондоне). Работал в Марсельской опере (1944), в «Балле де Пари» (с Р. Пети, 1947-49, Париж), в Лондоне и Стокгольме (до 1952). Среди его первых постановок, осуществлённых в созданных им парижских труппах «Балле романтик» (1953; в 1954-57 - «Балле де л’Этуаль») и «Балле театр де Пари» (1957-60), - «Соната для троих» на музыку  Б. Бартока (1957), «Орфей» на музыку  П. Анри (1958). Значительность проблематики (в ранний период близкой экзистенциализму), своеобразие пластического языка, органично совмещавшего на базе классической лексики влияния немецкого экспрессионистического танца, М. Грэхем, джазового танца и других танцевальных стилей, - характерные черты искусства Бежара. Мировую известность Бежару принесла постановка «Весны священной» И.Ф. Стравинского (1959, театр «Ла Монне», при участии «Уэстерн тиэтр балле»); в ней (как и в «Болеро» М. Равеля, 1960) он стремился вернуть танцу его ритуальный, обрядовый характер, хореография приобретала знаковое, эмблематическое значение. В 1960-87 годах возглавлял труппу «Балет 20 века» (Брюссель), с 1987 года - швейцарскую труппу «Балле Бежар Лозанн» (с 1992 года «Бежар балле Лозанн»). Общегуманистическая проблематика нашла отражение в постановках Бежара: «Девятая симфония» на музыку  Л. ван Бетховена (1964), «Месса по нашему времени» на музыку  Анри и др. (1967), «Наш Фауст» на музыку  И. С. Баха и аргентинское танго (1975), «Король Лир - Просперо» на музыку  Г. Пёрселла и др. (1994), «Мать Тереза и дети всего мира» (2002) и «Заратустра, песнь танца» (2005) - оба на сборную музыку. Философское осмысление в хореографических образах любви и смерти как первооснов бытия - главная тема балетов «Ромео и Джульетта» на музыку  Г. Берлиоза (1966), «Быть может, это Смерть?» на музыку  Р. Штрауса (1970), «То, что сказала мне Любовь» на музыку  Г. Малера (1974); «Гелиогабал» (1976) и «Эрос - Танатос» (1980) - оба на сборную музыку, «Балет в честь жизни» на музыку  В. А. Моцарта и группы «Куин» (памяти Ф. Меркьюри, Х. Донна и Дж. Версаче, 1997). Трагедии творческой личности посвящены балеты «Нижинский, клоун Божий» на музыку  П. И. Чайковского и др. (1972), «Айседора» на сборную музыку (1976), также спектакли о Р. Вагнере, Ш. Бодлере, А. Мальро, Э. Пиаф, Ю. Мисиме и др. Бежар создал особый тип синтетического спектакля, в котором танец, драматическая игра, пение почти равноправны. Ставил также оперные и драматические спектакли, в том числе «Тангейзер» Р. Вагнера (1961, совместно с режиссёром В. Вагнером, Байрёйтский фестиваль), «Осуждение Фауста» Берлиоза (1964, Парижская опера), «Мнимый Мольер» (по произведениям Мольера, с музыкой  Н. Рота, 1976, Париж), «Кольцо вокруг кольца» на музыку  Вагнера (1990, Берлин). Автор пьес «Зелёная королева» («La Reine verte», 1963), «Casta Diva» (1980), «А-6-Roc» (1992), романа «Балет слов» («Le Ballet des mots», 1994). Бежар утверждает примат этической стороны над собственно художественно-эстетической. Экспериментами, необходимость раскрытия универсальных первооснов танца всех рас и народов; тяготеет к искусству, воздействующему на массового зрителя (демократизация аудитории - одна из заслуг Бежара). Оказал значительное влияние на обновление танцевальной лексики; расширив выразительные возможности хореографии, показал её способность отражать сложнейшие проблемы бытия. Создатель и руководитель школ-студий «Мудра» (1970-87, Брюссель) и «Рудра Бежар Лозанн» (с 1992, Лозанна).

Реклама

Соч.: Мгновение в жизни другого. Мемуары. М., 1989; В чьей жизни? М., 1998.

Лит.: Croës М. М. Béjart. Brux., [1971]; De Sario S. Images et mots qui dansent... [P.], 1996; Pastori J.P. Béjart Ballet Lausanne. 10 ans de création. Lausanne, 1997.

В. А. Кулаков.