Беженцы
БЕЖЕНЦЫ, в широком понимании — лица, в силу чрезвычайных обстоятельств (война, межнациональные и религиозные конфликты, массовые нарушения прав человека, голод, эпидемии, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера и др.) вынужденные изменить место жительства и нуждающиеся в помощи; в узком понимании (в праве) - лица, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определённой социальной или этнической группе либо политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности (т. е. являются иностранными гражданами или лицами без гражданства) и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие подобных опасений, или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего, обычного места жительства, не могут или не желают вернуться в неё вследствие таких опасений.
С начала 20-х годов 20 века права беженцев регламентировались особыми правовыми актами государств, предоставлявших им убежище. В 1921 году Лигой Наций был назначен первый Верховный комиссар по делам беженцев - Ф. Нансен. Он учредил так называемый нансеновский паспорт - первый международно признанный документ, который помог множеству эмигрантов вернуться на родину или получить возможность легального проживания на новых местах. Во Всеобщей декларации прав человека (1948) было закреплено право каждого «искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».
Реклама
Со 2-й половины 20 века правовое положение беженцев, как правило, регулируется особыми законодательными актами, издаваемыми в соответствии с международной Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом о статусе беженцев 1967 года (РФ присоединилась в 1992), рядом региональных соглашений: Конвенцией Организации африканского единства о беженцах 1969 года, документами ОБСЕ и СНГ, а также национальным законодательством страны, где проживают беженцы.
Согласно Конвенции и Протоколу к ней, беженцы обязаны подчиняться законам страны пребывания, а также мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка. В свою очередь государства - участники Конвенции 1951 года обязаны применять её положения к беженцам без всякой дискриминации по признаку их расы, религии или страны их происхождения.
Беженцам предоставляется правовой режим, которым пользуются иностранцы (за исключением случаев, предусмотренных Конвенцией 1951 года, о предоставлении беженцев более благоприятного правового положения).
Международное право рассматривает вопрос предоставления убежища как относящийся к компетенции суверенного государства, поэтому даже те, кто подпадает под понятие «беженцев» в рамках Конвенции 1951 и Протокола 1967 года, не обязательно могут рассчитывать на получение убежища в конкретной стране. Право человека на убежище не обязывает государство предоставлять такое убежище.
Специфической чертой права на убежище, без которой это право теряет смысл, является запрещение государству, предоставляющему убежище, высылать или возвращать (non-retoulement) беженцев против их воли на границу того государства, где их жизни или свободе будет угрожать опасность вследствие их расовой, религиозной или национальной принадлежности, а также принадлежности к определённой социальной группе или вследствие политических убеждений. Однако это положение не применяется к беженцам, рассматриваемым в силу уважительных причин как угроза безопасности страны, в которой они находятся, или осуждённым за совершение особо тяжкого преступления и представляющим угрозу общественной безопасности государства. Высылка таких беженцев производится во исполнение решений, вынесенных в судебном порядке.
После принятия Конвенции 1951 года и Протокола к ней в мире произошло много событий, связанных с возникновением потока беженцев, которые не подпадали под международное определение беженцев. Руководящие принципы по вопросу о перемещении лиц внутри страны, разработанные Комиссией ООН по правам человека в 1998 году, ввели понятие «перемещённые внутри страны» - лица, вынужденные покинуть свои дома или места привычного проживания в результате вооруженных конфликтов или в ситуации общего насилия, нарушений прав человека или в случае естественных катастроф. В отличие от беженцев, перемещённые внутри страны лица остаются под юрисдикцией своего государства.
Соглашение СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам 1993 года использует термин «вынужденные переселенцы» - лица, которые, являясь гражданами страны, предоставившей убежище, были вынуждены покинуть места своего постоянного жительства на территории другой страны вследствие совершённого в отношении их или членов их семей насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определённой социальной группе в связи с вооруженными или национальными конфликтами.
В Российской Федерации правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев определён Федеральным законом «О беженцах» (1993, в редакции 1997 года), Законом Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» (1993).
Статус беженцев не может быть предоставлен некоторым категориям лиц, указанным в законе (например, лицам, в отношении которых имеются серьёзные основания предполагать, что они: совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности, а также тяжкое преступление неполитического характера и др.). При отпадении оснований, по которым лицо было признано беженцем, статус беженца прекращается.
Нормы о вынужденных переселенцах касаются в основном граждан Российской Федерации. Вынужденным переселенцем может быть признан также иностранец и лицо без гражданства, постоянно проживающее на законных основаниях в Российской Федерации и изменившее место жительства в её пределах по тем же основаниям, что и российские граждане - вынужденные переселенцы.
Не признаются беженцами, перемещёнными лицами и вынужденными переселенцами лица, мигрирующие по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В системе ООН с 1949 года функционирует Управление Верховного комиссара по делам беженцев; во всех странах созданы структуры, оказывающие им помощь (в Российской Федерации представительство Управления действует с 1992 года).
Лит.: Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев. Женева, 1992. Смоленск, 2005; Соколов А. В., Деев В. М. Беженцы: Краткий словарь-справочник. М., 1993; Гудвин-Гилл Г. С. Статус беженца в международном праве. М., 1997; Кёлин В. Руководящие принципы по вопросу о перемещении внутри страны. М., 2004.
Л. В. Андриченко, В. А. Карташкин.