Безобразное

БЕЗОБРАЗНОЕ, одна из основных категорий эстетики, противоположная прекрасному. Интерес к безобразному проявлялся с глубокой древности. Аристотель в контексте своей теории мимесиса признавал допустимым изображение безобразных предметов (трупов, отвратительных животных) в живописи, ибо оно доставляет удовольствие самим фактом искусного подражания. В драматических искусствах безобразное, по Аристотелю, как не доставляющее реального страдания трансформируется в смешное в комедии. В неоплатонической иерархии универсума безобразными считались его низшие материальные, «бесформенные» ступени, на которых предельно ослаблена формирующая сила Единого; безобразное - это ничто, небытие в платоновско-неоплатонической традиции.

В христианской эстетике существовало двойственное отношение к безобразному в природе и человеке: негативное - как к следствию грехопадения и искажения красоты Божественного творения, и позитивное - как к знаку-символу духовной красоты, проявляющейся в «невзрачном» облике с большей отчётливостью (идея «неподобного подобия» в апофатическом богословии Дионисия Ареопагита). От Августина в христианской культуре идёт традиция понимания безобразных явлений в качестве органичных компонентов прекрасного божественного Универсума. В противоположность западноевропейскому средневековому искусству, где получили распространение экспрессивно-натуралистические изображения страдающего, умирающего Христа и пыток мучеников, византийско-православное искусство, живопись классицизма практически полностью исключали явления безобразного из своего изобразительного арсенала. Видное место они займут в социально-критическом реализме 19 века и в ряде направлений искусства 20 века.

Реклама

В теоретической эстетике безобразному достаточно долго не уделяли особого внимания. Только гегельянец К. Розенкранц посвятил безобразному фундаментальное исследование «Эстетика безобразного» («Ästhetik des Häßlichen», 1853). Для Розенкранца безобразное - это теневая сторона прекрасного, антитеза «просто прекрасного» в диалектически понятом «абсолютно-прекрасном»; как свидетельство «несвободы духа» безобразное имеет родство со злом. Розенкранц разработал подробную классификацию безобразного и выделил три основных его вида: бесформенность (аморфность, асимметрия, дисгармония); неправильность, или ошибочность; дефигурация, или уродство.

В постклассической эстетике, берущей своё начало с Ф. Ницше, намечается принципиальная смена акцентов в понимании безобразного, чему способствовали изображение социально негативных (часто безобразных) явлений в реалистическом искусстве 19 века и своеобразная эстетизация безобразного в символизме. Опираясь на опыт художественного авангарда 1-й половины 20 века, Т. Адорно в своей «Эстетической теории» («Ästhetische Theorie», 1970, русский перевод 2001) попытался по-новому осмыслить понятие безобразного, которое он связывает с понятием «ужасного». Явления, вызывающие мифический ужас в архаическую эпоху и табуированные культурой в качестве безобразного, интегрируются в классическом искусстве в качестве преодолённого момента художественного целого, источника напряжённости в динамике гармонического разрешения диссонансов. Подчёркивая социальный аспект безобразного в искусстве как выражение реального страдания и внутренний протест против него, Т. Адорно констатирует новое эстетическое качество безобразного в произведениях художественного авангарда конца 19-20 века, который отказывается от преображения безобразного и укрощения «ужасного» с помощью «закона формы», обнаруживая своё бессилие перед лицом безобразной действительности. Это касается как классического, так и авангардного искусства.

Безобразное в качестве феномена художественно-эстетического сознания заняло важное место в культуре и искусстве 20 века (в экспрессионизме, сюрреализме, абсурда театре), в том числе и в своей непосредственной (или намеренно подчёркнутой) натуральности, направленной на возбуждение негативных эмоций протеста, отвращения вплоть до страха, ужаса, шокового состояния. Современные постфрейдистские, постструктуралистские, постмодернистские философско-эстетические теории обосновывают принятие безобразного в одном ряду и на равных основаниях со всеми остальными эстетическими феноменами бытия-сознания.

Лит.: Die nicht mehr schönen Künste / Hrsg. H. R. Jauß. Münch., 1968; Lotter K. Der Begriff des Häßlichen in der Ästhetik. Zur Ideologiekritik der Ästhetik des Hegelianismus. Münch., 1974; Funk H. Ästhetik des Häßlichen: Beiträge zum Verständnis negativer Ausdrucksformen im 19. Jahrhundert. B., 1983; Jung W. Schöner Schein der Häßlichkeit oder Häßlichkeit des schönen Scheins: Ästhetik und Geschichtsphilosophie im 19. Jahrhundert. Fr./M., 1987; Бычков В. В. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995.

В. В. Бычков.