Библиотека

БИБЛИОТЕКА (греческий βιβλ?ον - книга и θ?κη - хранилище), упорядоченное множество документов, принадлежащее обществу в целом, его части или отдельному члену, обеспеченное материально-технически, формируемое, хранимое и предоставляемое пользователям - физическим и юридическим лицам - с целью удовлетворения их информационных потребностей.

Библиотека Библиотекой является и отдельное учреждение, и комплекс учреждений (централизованная библиотечная система), и часть учреждения (например, пункт библиотечного обслуживания, библиобус), и личное собрание документов. Библиотеки могут учреждаться и содержаться отдельными лицами (персональная, фамильная, семейная, домашняя), коллективом граждан (частная, на общественных началах), государственными, ведомственными, общественными, религиозными организациями.

Основная социальная миссия библиотек - мемориальная: сохранение накопленной и зафиксированной на материальном носителе информации из всех отраслей знания. Библиотека выполняет и коммуникационную функцию. Благодаря этому реализуется преемственность и поступательность развития культуры, цивилизации, социализация личности, формирование и развитие её духовности, ценностных ориентаций.

Реклама

Содержание библиотечной деятельности заключается в предоставлении пользователям библиотечных продуктов (каталогов, библиографических списков и пр.) и библиотечных, библиографических, информационных услуг. Деятельность библиотеки и перечень обязательных услуг, предоставляемых бесплатно, регламентируются Федеральным законом «О библиотечном деле» (1994 год, с поправками – 2004 год), законами субъектов Российской Федерации, подзаконными и другими нормативными актами; на уровне отдельной библиотеки - её уставом и правилами пользования. Функционирование библиотеки представляет собой комплекс взаимосвязанных циклов - формирования библиотечных фондов, справочно-библиографического аппарата, обслуживания пользователей и др.

Библиотека является частью документально-коммуникационной системы, в которую входят также музеи, архивы, учреждения научно-технической информации, книгоиздания и книжной торговли и другие социальные институты, которые объединяет наличие документа и пользователей или потребителей заключённой в нём информации.

Социальное назначение библиотеки - быть вспомогательным институтом по отношению к обслуживаемой системе и выполнять вспомогательные (научные, учебные, культурные, производственные и др.) функции.

Главная установка библиотечной политики - обеспечение доступности информации, соответствующей профилю и социальной миссии библиотеки. При этом сотрудники библиотеки руководствуются нормами профессионального кредо, а не политическими, идеологическими или религиозными взглядами.

Библиотечная деятельность должна соответствовать требованиям внешней и внутренней среды (закон адекватности, или закон соответствия). В качестве внешней среды выступает государство, общество в целом, и библиотека обязана выполнять их законы и предписания. Внутреннюю среду составляют основные части библиотеки как системы: библиотечный фонд, контингент пользователей, материально-техническая база, персонал библиотек.

Библиотека Типы библиотек. Исторически сложились различные виды и типы библиотек. Родовидовая классификация строится путём последовательного разделения библиотек по какому-либо одному основанию. Наиболее существенным основанием является происхождение (род) библиотеки - общественная, то есть созданная и содержащаяся обществом или его частью (группой людей), и личная библиотека. В пределах каждого рода выделяются виды, подвиды и разновидности библиотек, причём такое деление, в зависимости от поставленных целей, может осуществляться по неограниченному числу признаков. Так, в группе общественных библиотек можно выделить: национальные библиотеки, держателем которых является всё общество данной страны, функционирующие в интересах всего общества; паранациональные - выполняющие функции национальных библиотек лишь частично; ведомственные библиотеки; библиотеки общественных организаций и др. Группу личных библиотек составляют персональные и семейные (в том числе фамильные). По назначению различают библиотеки общественные и личного пользования. При этом личная (по происхождению, владению) библиотека может быть полностью или частично предоставлена для общественного пользования.

По составу фондов библиотеки делятся на универсальные, многоотраслевые и отраслевые. По возрастным характеристикам читателей выделяются библиотеки для взрослых, юношества, детей; по целевому назначению - учебные, научные, производственные и др.; по величине фондов - крупнейшие, крупные, средние, малые; по виду или языку хранимых документов - библиотеки иностранной литературы, патентно-технические и т.п.; по принадлежности - государственные, муниципальные, частные и др.

По способам раскрытия фонда перед читателями имеются библиотеки с непосредственным (так называемым открытым) и опосредованным доступом к фонду.

По условиям предоставления документов пользователям различают библиотеки-абонементы (выдающие материалы для использования за пределами библиотеки), библиотеки-читальни (обслуживание только в библиотечном помещении), смешанные (обе формы пользования).

Тип библиотек предполагает их группировку по нескольким признакам одновременно, причём первый обычно становится главным. Отдельные признаки могут быть включены в различные группы (публичными являются все массовые библиотеки, но ими могут быть и некоторые специальные: библиотека историческая, библиотека научно-техническая и др.). С типологической точки зрения массовые библиотеки характеризуются ориентированностью на все социально-демографические группы пользователей, универсальностью удовлетворения потребностей читателей в информации и т. д. Сети массовых библиотек строятся по территориальному признаку и характеризуются: общедоступностью (публичностью), универсальностью содержания и относительно быстрой сменяемостью фондов и т. д.

Библиотека

Тип специальных библиотек представлен научными, производственными, учебными библиотеками. Их фонды могут быть и универсальными, и отраслевыми; по степени открытости для пользования библиотеки бывают публичными и элитарными (например, парламентская библиотека) и т. д. Такими же характеристиками обладают и специализированные библиотеки, выделение которых в особый тип обусловлено либо ориентацией на специфические группы пользователей (слепые, глухие и т.п.) и соответствующую специфику фондов (например, «говорящие книги», напечатанные шрифтом Брайля, и т.п.), либо на специфические группы документов (рукописные, секретные и так далее) и их пользователей. Количество возможных типов библиотек не ограничено.

Библиотека Все библиотечные процессы подчинены задаче удовлетворения читательских запросов, помощи пользователям в выборе документов, соответствующих их информационным потребностям. Обслуживание пользователей осуществляется на абонементе, в читальных залах и других подразделениях библиотеки, а также через формы нестационарного обслуживания. Каждая библиотека в соответствии со своим типом организует дифференцированное обслуживание отдельных групп читателей на основе изучения их состава и интересов. Для более полного и дифференцированного обслуживания всё шире применяется электронная доставка документов.

Историческая справка. Библиотеки возникли одновременно с появлением мобильных документов (керамических табличек, папирусных свитков, записей на костях животных, пальмовых листьях, деревянных дощечках и тому подобное) за 4-3 тысячелетия лет до нашей эры. Первые достоверные сведения относятся к библиотекам Междуречья (Месопотамия). Свыше 30 тысяч клинописных табличек из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала (7 век до нашей эры) найдено в 1849-54 годах и в 1877-82 годах (основная часть) на месте древнего города Ниневия, столицы Ассирии (ныне территория Ирака). В Древнем Египте храмовые библиотеки обслуживали жрецов. Крупную библиотеку основал Аристотель (4 век до нашей эры), эту традицию воспринял его ученик Александр Македонский.

Из наиболее крупных библиотек древности известны Александрийская библиотека, Пергамская библиотека и другие библиотеки Древнего мира. В античном Риме (1 век) известны первые публичные библиотеки. В средние века преобладали монастырские библиотеки; в 12-14 веках появились первые университетские библиотеки (Болонья, 1158 год; Оксфорд, 1167 год; Кембридж, 1209 год, и др.). В эпоху Возрождения развивались придворные библиотеки, возникли общедоступные и крупные частные библиотеки (Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Н. Нокколи и др.). Библиотеки играли большую роль в проведении идей Просвещения, распространении науки, образования. Формировались первые национальные библиотеки в Австрии и Франции (14 век), Швеции (1661 год), Дании (1648 год) и др.

Библиотека В 18-19 веках в Европе развивались научные библиотеки, в США и Англии реализовалась концепция общедоступных публичных библиотек. Особую известность получила библиотека Филадельфийского общества, основанная учёным и государственным деятелем США Б. Франклином (1731 год) в складчину. К фонду обеспечивался непосредственный доступ читателей. В России в 1714 году в Санкт-Петербурге открыта многоотраслевая библиотека общественного пользования (ныне Библиотека Российской академии наук); создана научная библиотека Московского университета (1756 год) и др. Были созданы ведущие ныне библиотеки стран мира: Британская библиотека (1753 год), Библиотека Конгресса США (1800 год), библиотека Ференца Сеченьи при Венгерском национальном музее (1802 год), Национальная медицинская библиотека США (1836 год) и др. Благодаря меценату Э. Карнеги в США и других англоязычных странах построено свыше 2500 библиотечных зданий. Появились общедоступные библиотеки - народные (Германия), коммерческие, земские (Россия), губернские, уездные, библиотеки дворянских клубов, обществ (попечительств о народной трезвости, духовного ведомства и др.). В России в 1795 году учреждена (открыта в 1814 году) Императорская публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека). Создавались крупные научные и одновременно общедоступные библиотеки музеев в Москве: Румянцевского (1828 год; ныне Российская государственная библиотека), Политехнического (1872 год).

В 1920-е годы создавались специальные библиотеки в США и Западной Европе. Распространились резервные (депозитарные) хранилища для малоспрашиваемой литературы (США). Консолидации библиотекарей в значительной мере способствовала деятельность Международного библиографического института (1895 год) после того, как в нём стал работать основоположник документологии Поль Отле (1868-1944 годы). Впервые в Бельгии была создана международная библиотека (1920 год), по всему миру стала распространяться Универсальная десятичная классификация, в 1927 году возникла Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений [ИФЛА; штаб-квартира в Гааге (Нидерланды)].

Библиотечные технологии. В конце 1950-х годов началось внедрение ЭВМ в библиотечные технологии. В 1960-е годы были созданы специальные программно-технологические комплексы для библиотек - вначале в США, а затем в Японии, европейских странах и Израиле. Библиотека Конгресса США в 1965-67 годах с целью получения данных каталогизации в машиночитаемой форме разработала программу MARC-1, которая стала базовой для последующих модификаций (USMARC, Intermarc и др.). Создавались и первые автоматизированные библиотечные системы: Medlars - для медицинской литературы (США), OCLC (Online Computer Library Center) - первоначально региональный, в масштабе одного штата (Огайо, 1967 год), компьютерный библиотечный центр. Это наиболее крупная международная корпорация, включающая более 20 тысяч библиотек США и охватывающая сотни тысяч (возможно и миллионы) пользователей из 60 стран. 3 тысячи наиболее активных членов OCLC каталогизируют литературу в едином формате, обеспечивают онлайновый доступ к объединённым электронным документным ресурсам системы, предоставляют своим пользователям многочисленные библиотечные услуги. В итоге большинство библиотек США, Канады (свыше 80%) и других стран (около 30%) отказались от каталогизации своих фондов, полностью передав эти функции OCLC.

Массовое внедрение персональных компьютеров (1975 год) с начала 1980-х годов значительно ускорило развитие библиотечных технологических процессов. Ещё стремительнее они стали развиваться с изобретением в середине 1980-х годов лазерных оптических дисков (CD-ROM), а затем ещё более компактных DVD. Новый импульс был придан технологией WWW (World Wide Web, или Интернет, 1991 год). Появилась возможность просмотра файлов, поиска и передачи информации, полнотекстовых баз данных во всемирном масштабе в режиме реального времени. Интернет-технологиями созданы всемирные (глобальные) информационные супермагистрали, связавшие воедино все электронные документные ресурсы.

В конце 1980-х годов сначала в США, затем в Японии и Западной Европе появляются национальные электронные библиотеки. Впервые термин «электронная библиотека» встречается в докладе Б. Клинтона и А. Гора «Технологии для экономического роста Америки: новые направления, которые предстоит создать» (1994 год). В 1995 году Европейская комиссия открыла Центр активности в сфере информационного общества, которым обозначено 11 глобальных проектов, в том числе «Электронные библиотеки».

Современные тенденции. В начале 21 века для библиотечного дела характерны тенденции, отражающие переход от информационного общества к обществу знаний. Важным становится использование всё новых поколений и моделей стремительно обновляющейся компьютерной техники, программного обеспечения, способов и линий связи, новейшей информационной технологии; формирование единого информационно-коммуникативного пространства; осуществление равной доступности библиотечных фондов всем категориям пользователей; преодоление различий в уровне компьютерной грамотности пользователей библиотек; обеспечение сохранности документных ресурсов всех видов с учётом нарастающих социальных, природных и техногенных угроз.

Преобладает тенденция интеграции всех видов документов в один - лазерный диск; всех видов аппаратуры, передающей информацию, в один - компьютер. Наметилась новая тенденция - использование новых возможностей мобильных телефонов, которые становятся альтернативой всем другим документным устройствам. Широкие перспективы в развитии библиотечного дела открывает создание искусственного интеллекта, в частности, автоматического перевода, который позволит пользователям преодолеть языковой барьер.

Об истории развития и современном состоянии библиотечного дела в России смотри в разделе Библиотеки в томе «Россия».

Лит.: Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. 3-е изд. М., 1980; он же. История библиотечного дела в России: В 2 часть М., 2000-2001; Столяров Ю. Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. М., 1981; он же. Электронное библиотековедение // Научные и технические библиотеки. 2005. №2; Федеральный закон Российской Федерации «О библиотечном деле» // Библиотека и закон: Справочник. М., 1996. Вып. 1; Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов» // Там же; Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение: В 2 часть М., 1996-1997; Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон Российской Федерации. М., 2000; Стандарты по библиотечному делу. СПб., 2000; Справочник библиотекаря. 2-е изд. СПб., 2001; Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты. М., 2002; Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Электронные библиотеки. М., 2003; Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек. 2-е изд. СПб., 2004; Майстрович Т. В. Электронный документ как объект библиотечного дела. М., 2004; Мотульский Р. С. Общее библиотековедение. М., 2004; Шрайберг Я. Л. Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ. М., 2004; он же. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий. М., 2004.

Ю. Н. Столяров.