Библиотековедение

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ, научная дисциплина, изучающая библиотеку как социальную систему, её структуру, функции и деятельность. Теоретические знания о библиотеке существовали со времени её возникновения и отражались в библиотечных классификациях, практических руководствах, библиографических указателях, начиная с 5 века до нашей эры.

Термин «библиотековедение» введён библиотековедом М. Шрёттингером (Германия) в его 2-томном труде «Опыт исчерпывающего руководства по библиотековедению, или Руководство к успешной деятельности библиотек» (1808-29 годы). В 1820-27 годах вышел 3-томный труд немецкого библиотековеда Ф. А. Эберта «Образование библиотекаря», где высказывалась мысль о самостоятельности библиотековедения. В России понятие «библиотековедение» впервые употребил К. М. Бэр (1841 год).

Во 2-й половине 19 века подход к библиотековедению как самостоятельной научной дисциплине получил распространение в США и в других странах. Библиотековедение долго развивалось как дисциплина прикладного характера, в предмет которой входили вопросы внутреннего устройства библиотек, техники подбора и организации книжных фондов, строительства и оборудования библиотечных помещений и так далее. Но уже в 19 веке ставился вопрос о социальной роли библиотеки.

Реклама

В России идеи библиотековедения в 19 веке развивались в трудах Ф. Ф. Рейсса, А. Н. Оленина, В. И. Собольщикова, В. В. Стасова и др. Выдающаяся роль в развитии русского библиотековедения принадлежит Н. А. Рубакину, высказавшему идеи о демократизации библиотек, их значении как очагов просветительства и организации самообразования, об изучении интересов читателей как условии руководства чтением и т. д. В 1903 году была организована секция библиотековедения при Русском библиологическом обществе (Санкт-Петербург), из которой выросло Общество библиотековедения (1908 год). С 1910 года оно начало издавать первый отечественный библиотечный журнал «Библиотекарь» и созвало в 1911 году первый Всероссийский библиотечный съезд. В конце 19 - начале 20 веков вопросы библиотековедения в России разрабатывали также П. М. Богданов - один из основателей «Библиотекаря» и Общества библиотековедения, К. Н. Дерунов, А. А. Покровский, Л. Б. Хавкина. В 1950-90-е годы общебиблиотековедческую проблематику исследовали К. И. Абрамов, Ю. В. Григорьев, Н. И. Тюлина, И. М. Фрумин, О. С. Чубарьян и др.

Библиотековедение классифицируется по ряду аспектов и объектов. Общее библиотековедение отражает только те стороны целостного библиотечного процесса, которые равно выражают сущность всех особенных компонентов библиотековедения, не раскрывая их специфичности: предмет библиотековедения, его место в системе наук, методы, законы библиотечной деятельности, классификацию библиотековедения и библиотек, современное состояние и перспективы развития библиотековедения и библиотек, понятийный аппарат библиотековедения и т.п. Частное библиотековедение образуется теоретическим воспроизведением составных частей библиотеки как системы: библиотечного фонда, контингента пользователей, библиотечного персонала, материально-технической базы библиотеки. Им соответствуют библиотечное фондоведение, библиотечная профессиология и другие частные библиотековедческие разделы. Предметом исследования специального библиотековедения являются специальные библиотеки. Патентное библиотековедение выделено по признаку специфического вида документа, составляющего основу не только фонда, но и патентной библиотеки в целом; космическое библиотековедение рассматривает специфику создания и функционирования библиотек на космических кораблях и так далее. В 21 веке зарождается электронное библиотековедение (А. И. Земсков, Т. В. Майстрович, Я. Л. Шрайберг и др.). Изучение особенностей библиотечного обслуживания лиц с психофизиологическими недостатками - предмет дефектологического библиотековедения.

В зависимости от целей исследования возможны и другие классификации. Например, по территориальному признаку выделяется мировое, международное, отечественное, региональное, краеведческое библиотековедение. По признаку возраста пользователей - дети и юношество - выделяется ювенальное библиотековедение. Особое место в классификации библиотековедения занимает сравнительное библиотековедение (понятие введено в 1954 году Ч. Дейком, США), занимающееся сопоставительным анализом библиотечной теории и практики различных стран мира и выявлением общих и специальных закономерностей развития библиотековедения.

В структуру библиотековедения входят также дисциплины, образовавшиеся в результате его интеграции с другими науками: библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная социология, библиотечная статистика, экономика библиотечного дела, библиотечное право, библиотечная этика, библиотечная эстетика и др.

Ведущими центрами научных исследований по библиотековедению являются крупнейшие библиотеки стран мира и научно-исследовательские учреждения. В Российской Федерации проблемы библиотековедения разрабатывают РГБ, РНБ, Библиотека РАН, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы, Институт научной информации по общественным наукам и др., университеты, институты и академии культуры и искусства.

Существуют различные подходы к определению места библиотековедения в системе наук. Наиболее распространён взгляд на библиотеку как на учреждение, обеспечивающее общество документами, отсюда выводится положение о библиотековедении как общественной дисциплине. Книгоцентристская концепция рассматривает библиотековедение как составную часть книговедения, а предоставление библиотекой информации пользователю позволяет ввести библиотековедение в число информатологических дисциплин.

Представление о библиотеке как социальной системе, общественное предназначение которой состоит в обеспечении опосредованного библиотекарем акта коммуникации между пользователем и документом, служит основой определения библиотековедения как документально-коммуникационной дисциплины, входящей в науку о социальных коммуникациях (communication science).

Лит.: Хавкина Л. Б. Книга и библиотека. М., 1918; Шира Д. Х. Социологические основы библиотечного дела. М., 1973; он же. Введение в библиотековедение. М., 1983; Рубакин Н. А. Избранное: В 2 т. М., 1975; Библиотековедческие исследования: Методология и методика. М., 1978; Чубарьян О. С. Проблемы теории и практики библиотечного дела в СССР: Избр. труды. М., 1979; Ванеев А. Н. Развитие библиотековедческой мысли в СССР. М., 1980; он же. Разработка общетеоретических и методологических проблем библиотечной науки в 1978-1982 годы М., 1983; он же. Развитие библиотековедческой мысли в России (XI - начало XX века). М., 2003; он же. Библиотечное дело. Теория. Методика. Практика. СПб., 2004; Соколов А. В. Ретроспектива - 60. СПб., 1994; он же. Ретроспектива - 70. СПб., 2004; Леонов В. П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций. СПб., 1995; Карташов Н. С., Скворцов В. В. Общее библиотековедение: В 2 часть М., 1996-1997; Карташов Н. С. Сравнительное библиотековедение. М., 2000; Столяров Ю. Н. Библиотековедение. Избранное. 1960-2000 годы М., 2001; Мотульский Р. С. Общее библиотековедение. М., 2004.

Ю. Н. Столяров.