Бизнес-образование
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ, профессиональное образование и обучение людей, занимающихся управлением в организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли; второе высшее образование. Бизнес-образование осуществляется на факультетах бизнеса и менеджмента университетов, академий, институтов в виде первого профессионального высшего образования (бакалавриат и магистратура по соответствующим специальностям) и в разнообразных учреждениях дополнительного профессионального образования (в виде профессиональной переподготовки и краткосрочного повышения квалификации в соответствующих институтах). Его наиболее развитая и известная организационная форма - высшая школа бизнеса (или менеджмента). Управление в государственной сфере, как и подготовка экономистов широкого профиля, не является непосредственным предметом бизнес-образования. Образование в школах бизнеса имеет прагматическую направленность, являясь образованием ради деловой карьеры и предпринимательского успеха. Как правило, бизнес-образование - это «послеопытное» образование, которое получают люди, уже имеющие первое высшее (иногда среднее техническое) образование по любой специальности, а также опыт практической работы и желающие занять (либо уже занимают) управленческую должность.
Реклама
Традиционными дисциплинами в бизнес-образовательных программах, базирующихся на междисциплинарной научной основе (привлечении положений экономики, права, социологии, социальной психологии, информатики и т.п.), являются менеджмент, маркетинг, финансы, управление операциями, управление персоналом, управление информацией и др. Их углублённое изучение осуществляется при подготовке «функциональных менеджеров», а также при повышении квалификации по отдельным аспектам названных дисциплин. Главный образовательный продукт высших школ бизнеса - подготовка на основе учебных программ «Мастер делового администрирования» («Master of Business Administration», MBA) менеджеров-дженералистов - профессионалов, способных руководить организацией в целом или её крупным подразделением, что сопряжено с необходимостью принятия «стратегических решений» (как правило, на уровне президента компании, генерального или исполнительного директора, управляющего отделением, собственника малого бизнеса и т.п.). В этих программах важное место занимают межфункциональные курсы-интегративы, такие, как «Стратегический менеджмент», «Управление изменениями», «Антикризисное управление», «Международный бизнес» и тому подобное. Программы MBA рассчитаны на срок от 1 года до 2-3 лет (при обучении без отрыва от производства) и фактически добавляют к первому высшему (по любой специальности) второе высшее (управленческое) образование. Выделяются также бизнес-образовательные программы для руководителей высшего звена (top-management), в большей степени проблемно ориентированные (в том числе на уровне ЕМВА - Executive MBA), а также ориентированные на исследование крупных практических проблем («Доктор делового администрирования» - «Doctor of Business Administration», DBA).
Отличие бизнес-образования от первого высшего образования состоит в обеспечении не только передачи знаний, но и выработки умений и навыков их применения, в том числе в нестандартных практических ситуациях, а также развитие личных профессиональных качеств менеджера, таких, как лидерство, принятие решений, работа в командах, искусство коммуникаций и деловых переговоров и тому подобное. В бизнес-образовании широко применяются активные и поисковые методы обучения (деловые игры, изучение практических ситуаций, групповая и самостоятельная работа, видеотренинги и т.п.). Важную роль играет выработка мировоззрения, адекватного задачам рыночной экономики, предпринимательства, социальной ответственности бизнеса и тому подобное.
Бизнес-образование впервые получило развитие в 1930-х годах во Франции, где были основаны высшие коммерческие школы. Формирование бизнес-образования связывают и с зародившимися в США в середине 20 века концепциями «научного управления» и «профессиональных менеджеров», хотя первая школа бизнеса (Уортоновская при Пенсильванском университете) была основана в 1881 году, а первая степень MBA была присвоена в 1901 году (Даремская школа бизнеса). В Западной Европе бизнес-образование получило серьёзное развитие в 1950-60-е годы. Наиболее известные в мире школы бизнеса: американские - Гарвардская, Уортоновская, Станфордская, Келлог (Северо-Западный университет и др.); европейские - Лондонская, INCEAD (Франция), IMD (Швейцария), Копенгагенская и др.
В России, имевшей развитое экономическое образование, а также систему подготовки управленческих кадров для социалистической экономики, бизнес-образование зародилось в 1990-е годы как форма предпринимательства отдельных учебных заведений. В 1999 году квалификация MBA была признана официально благодаря инициативе Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО; 1990 год). В числе ведущих бизнес-школ России: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Государственной университет управления, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Государственной университет - Высшая школа экономики, школы бизнеса при Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге и др. В 1990-е годы ускорился процесс глобализации в Б.-о., были созданы системы международный аккредитации школ бизнеса (AACSB - США, EQUIS - Западной Европа, АМВА - Великобритания и др.), а также их международный рейтингов (газ. «Financial Times», журнал «Economist» и др.).
Лит.: Бизнес-образование в России: Аналитический справочник. М., 1997-1998. Вып. 1-2; Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация. М., 2004.
Л. И. Евенко.