Бхилы

БХИЛЫ (возможно, от дравидийского бхил - лук), группа родственных индоарийских народов в Западной Индии. Делятся на эндогамные группы: гаметия, катария, мина, мама (штат Раджастхан), паура, тадви, гарасия, дхоли, васава (штаты Гуджарат и Махараштра), дангри, меваси, равал, бхагалия, бхилала (штат Махараштра), барела, мина (штат Мадхья-Прадеш); группы, смешанные с раджпутами (бхилала, гарасия, пателия, мина), занимают более высокое положение. Входят в группу адиваси. Численность, по разным оценкам, от 7 до свыше 13 млн. человек (2006). Говорят на языке бхили юго-западной группы индоарийских языков.

Письменность на деванагари. Распространены также языки хинди, маратхи, гуджарати, раджастхани. Большинство бхилы - индусы (главным образом шиваиты), около 1% - христиане и мусульмане-сунниты.

Бхилы Этническую основу бхилы, по-видимому, составляло аборигенное население. Первые достоверные сведения о бхилы появляются в раджпутских хрониках 9-10 веков. Бхильские княжества воевали и вступали в союзные отношения с раджпутами (бхильские раджи до 20 века сохраняли право наносить на лоб раджпутским правителям знак власти - тику), моголами, маратхами и англичанами. В 1-й половине 20 века сформировалось движение за автономию бхилы. Традиционная культура типична для народов Южной Азии. Основные занятия - плужное земледелие и животноводство (пастухи - гори - по статусу приравнены к неприкасаемым); в горах практиковались подсечно-огневое ручное земледелие, охота (с простым луком и копьём из бамбука), собирательство (особенно цветов и плодов дерева махуа). Развито плетение, ткани и керамику выменивают у соседей. Распространено отходничество. В составе гуджаратцев, раджастханцев, маратхов образуют низшие касты сельскохозяйственных  рабочих, полузависимых крестьян-хали и др. Имеется городское население, интеллигенция. Поселения разбросанные, характерны дома с плетёнными из расщеплённого бамбука стенами. До 20 века мужчины ходили в набедренных повязках, женщины носят широкие юбки, короткие кофты и покрывала. Характерно ношение мужчинами оружия.

Реклама

Бхилы Распространена татуировка. Сохраняется деление на патрилинейные тотемные экзогамные роды (атак). Коренные жители традиционных поселений, принадлежащие к одному роду, образуют экзогамную группу (бхала), возглавляемую старостой (гамети, мукхи, патель); несколько бхала объединяются в эндогамную группу (пал). Обитатели пала считают себя «истинными» бхилами (палия), в отличие от приезжих (калия). Практикуются разводы, повторное замужество, левират, сорорат и др. В память умерших ставят стелы с изображением воина. Сохраняются культы местных богов (во главе пантеона - Раджа Пантха и его жена Рани Пандхар, которой посвящён один из главных годовых праздников у горы Дев Могра), предков (баба-дев; у каждой деревни имелась посвящённая им роща девастхан), шаманы (бадва), жрецы. С конца 19 века среди бхил распространяется вишнуитское движение бхакти.

Устное творчество. Сохраняются мифы о богах, этногенетические легенды, песнопения о сотворении мира богиней Велубаи (исполняются певцами-гаянами под аккомпанемент барабана дхак), песни о героях (исполняемые бродячими певцами), любовные песни (в виде диалога между юношей и девушкой). Одна из популярных форм - саванг (повествование с музыкой и танцами). В Раджастхане распространён круговой танец гхумар, приуроченный к календарным обрядам (исполняется женщинами и мужчинами в сопровождении любовных, хвалебных и других песен). Религиозная танцевальная драма гайр (гаури), связанная с поклонением божеству Бхайраянатх и культом плодородия, исполняется мужчинами в месяцы шаравана и бхадра (июль - август); её центральным персонажем является бхойя, впадающий в транс во время танца и сопровождающий свои движения звоном металлических тарелочек парат и тхали. Среди музыкальных  инструментов наибольшей популярностью пользуются большие барабаны дхол и мандал, малый барабан дурбари, барабан в форме песочных часов дхак. Распространены флейта паули, варган гхангли. В 1940-х годах индийский танцор и хореограф Удай Шанкар использовал элементы танцевального искусства бхилы в своих постановках.

Лит.: Семашко И. М. Бхилы. Историко-этнографическое исследование. М., 1975; Kumar В. The Bhils: an ethno-historic analysis. Delhi, 1997.

И. М. Семашко; Е. М. Гороховик (устное творчество).