Блондель) Морис

БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис (2.11.1861, Дижон - 4.6.1949, Экс-ан-Прованс), французский философ, один из видных представителей католического модернизма и спиритуализма. Ученик А. Бергсона. Учился в университете Дижона, затем в Высшей нормальной школе (Париж); преподавал в лицеях Шомона, Монтобана и Экс-ан-Прованса, университетах Лилля и Экс-ан-Прованса. В своих философских построениях, кроме Бергсона, опирался на идеи Августина, Б. Паскаля, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница, Г. В. Ф. Гегеля, Мен де Бирана.

Первая его работа «Действие» («L’Action», 1893), привлёкшая внимание философской общественности, подверглась критике со стороны официального католицизма и была внесена Ватиканом в список запрещённых работ: Блонделя упрекали в рационализации христианства, в превращении христианского учения в философию. В то же время университеты в течение нескольких лет отказывали Блонделю в преподавании философии на том основании, что он не признавал автономии философии, подчиняя её религии.

В создаваемой им «философии действия» Блондель стремился примирить томизм с августинианством, а также с традицией средневековой мистики. Критикуя «теологический рационализм» неотомизма, Блондель считал, что только единство разума и веры может восстановить целостность философии. Мир явлений и мир высших ценностей не могут быть разобщены, разум и вера - два инструмента одной и той же истины. Согласно Блонделю, человеку присуща потребность в сверхъестественном: он воодушевляется целями, отличными от природных целей; в деятельности человека осуществляется реальная связь естественного и сверхъестественного, имманентного и трансцендентного. Действие благодаря присущему ему динамизму заставляет человека преодолевать границы собственного «я» и приводит его к признанию высшего существа, в единении с которым человек черпает свою внутреннюю силу. Действуя, человек включается в общемировой опыт и стремится слиться с Абсолютом.

Реклама

В сочинение «Мышление» («La penséе», vol. 1-2, 1934) Блондель стремится показать, что мышление - факт космический, оно не возникает «из ничего», но составляет часть Вселенной и неотделимо от неё. Всеобщий динамизм, который пронизывает и природу, и историю, порождён божественной мыслью, которая в сфере органической природы проявляет себя в форме «жизненного порыва» (как его понимал А. Бергсон), становящегося с появлением человека порывом сииритуальным. В человеческой жизнедеятельности Блондель выделяет примат волевого начала; его анализ диалектики выбора предвосхищает её трактовку в экзистенциализме.

В сочинение «Бытие и сущие» («L’être et les êtres», 1935) Блондель разрабатывает «конкретную онтологию», согласно которой ни одно из сотворённых существ, как и тварный мир в целом (материя, живые организмы, личности, общество, универсум в его воспринимаемой и умопостигаемой целостности), не исчерпывает собой бытия: человеческий опыт бытия становится самим собой только в утверждении абсолютного бытия. Наиболее полно философские устремления Блонделя выражает понятие «мудрости», являющейся одновременно и способом мышления, и образом жизни.

Соч.: L’Action. Р., 1936-1937. Vol. 1-2; La philosophie et l’esprit chrétien. Р., 1944-1946. Vol. 1-2; Exigences philosophiques du christianisme. Р., 1950.

Лит.: Duméry Н. La philosophie de l’action. Essai sur l’intellectualisme blondélien. Р., 1948; Bouillard Н. Blondel et christianisme. Р., 1961; Lacroix J. М. Blondel. Р., 1963; Лакруа Ж. Избранное: персонализм. М., 2004.

И. С. Вдовина.