Болгары
БОЛГАРЫ (самоназвание - българи), славянский народ, основное население Болгарии. Численность в Болгарии 6,7 миллионов человек (2001, перепись). Живут также в Сербии (Банат - 20,5 тысячи человек; 2002, перепись), Румынии (6,7 тысяч человек; 2002, перепись), Молдавии (бессарабские, или буджакские, болгары - 353 тысяч человек; 2005, оценка), Украине (в основном в Одессе, а также ольшанские болгары в Кировоградской области и закарпатские болгары - 205 тысяч человек; 2001,перепись), Турции (в основном помаки - 277 тысяч человек; 2005, оценка), России (32 тысячи человек, в том числе в Москве - 2,4 тысячи человек, Краснодарском крае - 3,1 тысяч человек, Ростовской области - 1,1 тысяч человек, Тюменской области - 3,4 тысяч человек; 2002,перепись), США (55 тысяч человек; 2000, перепись). Говорят на болгарском языке. Верующие в основном православные, есть мусульмане (помаки - в основном в Родопах на юго-востоке Болгарии, в Греции и Турции), католики (в основном в районе Пловдива и на среднем Дунае, а также в Македонии, Греции, Турции, ряде стран Западной Европы и Америки) и протестанты (пятидесятники, адвентисты, баптисты, конгрегационалисты, методисты).
Реклама
В этногенезе болгар участвовали фракийцы (фракийские черты проявляются в современной культуре болгар, особенно к югу от Балканского хребта), славяне, заселившие территорию Болгарии в 6-7 веках, и тюрки-булгары, завоевавшие Болгарию в 680-е годы и впоследствии ассимилированные славянами. Культура болгар, переживавшая расцвет в периоды Первого и Второго Болгарских царств, подверглась разрушению после Османского завоевания (конец 14 века). В 15 веке большинство населения болгарских городов составляли турки и греки, значительная часть болгар (особенно в районе Родопских гор) была насильственно обращена в ислам (вследствие своей обособленности родопские помаки сохранили архаические черты языка и культуры). С написанием в 1762 году «Истории славяно-болгарской...» Паисием Хиландарским начинает развиваться Болгарское возрождение. В 18-19 веках как противодействие тюркизации происходит массовая эмиграция болгар в Банат, Румынию и на Украину, с конца 19 века - в другие страны Европы и в США. В СССР в 1920-е годы были созданы болгарские национальные районы и сельсоветы. В 1940-е годы часть болгар СССР подверглась депортации в Сибирь.
Традиционная культура типична для народов Юго-Восточной Европы. Сформировались этнографические группы: шопы (на западе), полянцы (Дунайская равнина), добруджанцы (Добруджа), балканцы (Балканские горы). Из земледельческих культур основная - пшеница, с 17 века распространилась кукуруза, под влиянием турок - табак, масличная роза. До конца 19 века важнейшей отраслью хозяйства было отгонное скотоводство. Было развито производство сукна (аба), безворсовых (выделяются центры: Чипровцы на северо-западе Болгарии - с чёрно-красным растительным узором, с 17 века; Котел на востоке Балканского хребта - с геометрическим орнаментом, с 18 века) и ворсовых (с 1893 года - в Панагюриште) ковров, поливной керамики с рельефным декором (Троян, Трын и др.), медной посуды (Средна-Гора, Родопы), серебряных украшений. В средние века ремесленники объединялись в цехи (эснафы). Традиционные сёла - разбросанной (в предгорных и горных районах) и кучевой (на равнинах) планировки. Родственные семьи заселяли отдельную часть поселения (махала). Основной вид традиционных построек - каркасный. В Родопах до 20 века сохранялись срубные дома, в Подунавье - землянки. Жилище на равнинах - одноэтажное, в горах - двух-трёхэтажное. Основные помещения в доме - общая комната с камином (кышта), жилые комнаты (соба, стая) и крытая терраса; родопский дом имел гостевую комнату (кьошк). Хлебная печь распространилась в 19 веке, до этого хлеб (пита) пекли в камине на сковороде или в золе. По праздникам готовят слоёный пирог с брынзой и овощами (баница, млин). Основная молочная пища - брынза. Мясо жарят на вертеле, тушат, сушат и солят впрок (пастърма) и др. В пищу добавляют красный перец и пряные приправы. Традиционная женская одежда трёх типов: рубаха с треугольными поликами, поверх которой надевали престилку - два узорных фартука (на севере) или несшитую юбку (у мусульманок Западных Родоп); туникообразная рубаха с сукманом - синим или чёрным шерстяным сарафаном (в Центральной Болгарии, в Родопах - с длинными рукавами); рубаха с саей - распашной курткой (в Южной Болгарии). Головной убор - платок, шапочка на твёрдой основе в форме высокого цилиндра, усечённого конуса, одно-, двурогий и тому подобное. Мужская одежда - из белого сукна (белодрешковая): узкие или широкие до колен штаны и куртка. В 18-19 веках на востоке и юге распространилась одежда из тёмного сукна (чернодрешковая), близкая к турецкой: штаны с широким шагом и узкими голенищами, прямая куртка до талии и жилет (елек); украшалась цветным шнуром-гайтаном, носилась с туникообразной вышитой рубахой и широким, обёрнутым в несколько раз, красным поясом. До 19 века бытовали большие патриархальные семьи (задруга), родственные группы (род, фамилия), обычай увода (приставане) или умыкания (завличане) невесты, вера в женские божества (самовилы). Сохраняются обычаи общинной взаимопомощи (тлака), девичьи посиделки (седянки), отмечают день святого - покровителя рода (светец), День урожая (Сбор), поминальные дни (задушницы). 1 марта дарят друг другу бантики из красных и белых ниток (мартеницы); на Святки (Коледа) и Масленицу (Сырнице) дома обходят ряженые мужчины (кукеры, сурваскары), за неделю до Пасхи - молодые женщины (лазарки); весенний выгон скота в день святого Георгия (24 апреля) сопровождается жертвоприношением барана (курбан); во время засухи летом водят девочку в роли бабочки (пеперуда). Из традиционного искусства развиты вышивка, резьба по дереву; в период Возрождения сформировались местные школы архитектурной резьбы - банская, дебрская, самоковская, тревневская.
Устное творчество. Своеобразие песен (главным образом одноголосные), танцев и инструментальной музыки болгар обусловлено слиянием разных этнических элементов. Система традиционных жанров фольклора - общеславянского типа, ритмической формулы земледельческих и свадебных песен сходны с восточнославянскими; песни и танцы, связанные с культом воды (обряд заклинания дождя - пеперуда), огня («нестинарские пляски»), обрядовые танцы-пантомимы («кукерские игры») восходят, предположительно, к фракийскому субстрату. Ритмическая и ладовая системы, традиционных музыкальных инструментов соединили черты славянских, тюркских (восходящие к протоболгарам, а также заимствованные у турок), греческих и других соседних культур. Эпические песни складывались с 14-15 века (тематика юнацких, гайдуцких песен связана с освободительной борьбой). Наиболее оригинальная черта народного творчества болгар - ритмика быстрых хороводных песен-плясок (хоро), где различные комбинации «коротких» (в музыкальной записи 216) и «длинных» (316) шагов создают структуры с полуторным соотношением ритмических долей (так называемые неравнодольные такты): 516 (316 + 216 или 216 + 316); 716 (216 + 216 + 316 ; пляска «рученица»); 816 (316 + 216 + 316 ); 916 и др. Традиционные инструменты: духовые - продольные флейты кавал и дудук (со свистковым устройством), волынка гайда; струнные - щипковый тамбура (булгария, баглама; используется как сольный и аккомпанирующий; смотри в статье Танбур), смычковые гадулка (3-струнный; родственный инструмент - греческий лираки) и гусла (однострунный; есть у всех южных славян, используется для сопровождения эпических песен); барабан тупан, бубен дайре. В современные ансамбли народной музыки входят также кларнет, скрипка и др.
Лит.: Попов М., Марков Г. Г. Антропология на българския народ. София, 1959. Т. 1; Христов Д. Теоретические основы болгарской народной музыки. М., 1959; Джуджев Ст. Българска народна музика. София, 1970-1975. Т. 1-2; Ангелов Д. Формироване и развитие на българската народност. София, 1980; Генчев С. Народна култура и етнография. София, 1984; Болгары: Очерк традиционной народной культуры. София, 1984.
М. Ю. Мартынова; Е. М. Фраёнова (устное творчество).