Бомарше Пьер Огюстен
БОМАРШЕ (Beaumarchais) Пьер Огюстен Карон де (24.1.1732, Париж - 18.5.1799, там же), французский драматург. Сын богатого часовщика, с 6 до 13 лет обучался в коллеже, затем стал подмастерьем у отца. Изобрёл ходовой анкер наручных часов («спуск Бомарше»), преуспел при дворе, став учителем музыки у дочерей Людовика XV. В 1761 году получил дворянский титул, купил должность королевского секретаря, в 1763-1773 годах служил в должности генерал-лейтенанта королевской охоты, был замешан в ряде афер и приключений, одно из которых легло в основу романтичной драмы И. В. Гёте «Клавиго» (1774 год). Первые произведения Бомарше - фривольные пьесы (так называемые «парады») для частных театров. Затем быстро эволюционировал к жанру мещанской драмы в духе Д. Дидро: «Евгения» («Eugénie», 1767 год), «Два друга» («Les deux amis», 1770 год). В 1760-1770-е годы активно занимался коммерческой деятельностью; будучи разорён в результате несправедливого судебного иска, дал отпор своим преследователям в знаменитых «Мемуарах» («Мémoires», опубликован в 1773-74 годах), где описал некоторые свои авантюры и обличил деятельность парижского парламента как оплота консерватизма и судебной коррупции. Вершина драматургического творчества Бомарше - комедии «Севильский цирюльник» («Le barbier de Séville», 1775 год) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» («La folle journéе ou le mariage de Figaro», постановка 1784 года). Завершением трилогии о Фигаро стала поздняя, близкая мелодраме, пьеса «Преступная мать» («La Мère coupable», поставлена в 1792 году), которая не снискала популярности у публики. Бомарше - автор либретто оперы «Тарар» («Tarare», 1787 год) на музыку А. Сальери. После 1789 года Бомарше сотрудничал с революционными властями, занимался поставками оружия, однако вскоре был объявлен врагом народа. До 1796 года жил в эмиграции в Гамбурге, затем вернулся в Париж.
Реклама
В пьесах Бомарше - высшем этапе развития французского театра 18 века - философские установки Просвещения соединены с блестящей комедийностью. В них существенно изменилось амплуа комедийного слуги: он не просто талантливый плут, но полноправный антагонист главного героя-дворянина. Насмешливый и ловкий интриган, Фигаро оспорил свою невесту у господина и вышел победителем, попутно насмеявшись над аристократическими привилегиями, продажей должностей, чиновничьей коррупцией и другими традициями старого порядка. Живые характеры, занимательность сюжета, обилие острот и афоризмов, наряду с язвительными сатирическими нападками, обеспечили комедиям Бомарше огромный успех во Франции накануне Революции 1789-99 годов и принесли ему мировую славу. Их сюжеты составили основу либретто опер «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (1786 год) и «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1816 год).
Соч.: Избранные произведения: В 2 т. М., 1966; Драматические произведения. Мемуары. М., 1971; Драматическая трилогия. М., 1982.
Лит.: Мокульский С. Бомарше. М., 1957; Pomeau R. Beaumarchais. Р., 1967; Грандель Ф. Бомарше. 2-е изд. М., 1985; Didier В. Beaumarchais ou La passion du drame. Р., 1994; Gailliard М. Beaumarchais. Р., 1999; Scherer J. La dramaturgie de Beaumarchais. Р., 1999; Robinson Ph. Beaumarchais: homme de lettres, homme de société. N. Y., 2003; Кастр Р. Бомарше. М., 2003; Piat J. Beaumarchais, un intermittent du spectacle. Р., 2004; Лещинская Г. И. П. О. Карон де Бомарше: Биобиблиографическийуказатель. М., 1980.
А. В. Голубков.