Брак Жорж
БРАК (Braque) Жорж (13.5.1882, Аржантёй, близ Парижа - 31.8.1963, Париж), французский живописец, представитель авангардизма. Учился в Школе изящных искусств в Гавре (до 1899 года), в 1902-03 годах - в Академии Юмбера и в Школе изящных искусств (у Л. Бонна) в Париже. В 1905-07 годах работал в русле фовизма; пейзажи этого времени (виды Эстака и др.) отличаются напряжённостью хроматических гармоний.
Под влиянием посмертной выставки П. Сезанна (1907 год) Брак (вместе с П. Пикассо) стал основоположником нового художественного направления - кубизма. В живописи Брака периода «аналитического кубизма» (1909-11 годы) колорит ограничен узкой гаммой серых, охристых, зелёных тонов; натурные формы образуют подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1909-10 годы, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Глубоко восприняв национальные традиции рационально-гармоничной формы, Брак рассматривал живописное полотно как зрительный эквивалент музыкальной композиции. Его произведения периода «синтетического кубизма» (1912-14 годы) выстраиваются из элементов разнотипных знаковых систем, в картины включается коллаж, изображение предметов сопровождается графическими обозначениями (цифры, ноты, буквенные надписи): «Композиция» (или «Вальс», 1912 год, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн), «Гитаристка» (1913 год, Национальный музей современного искусства, Париж) и др.
Реклама
В начале 1-й мировой войны Брак был мобилизован и в мае 1915 года ранен в голову. Возобновил занятия живописью в 1917 году. С конца 1910-х годов работал большими сериями, стремясь к исчерпывающему выявлению пластических возможностей избранного мотива («Натюрморты на круглом столе», 1918-42 годы; «Камины», 1922-27 годы). Его колорит высветляется, строится на тонких градациях цветовых оттенков; поверхности колышутся, возбуждая тактильное ощущение пространственных интервалов. С 1930-х годов Брак обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере («Женщина с мандолиной», 1937 год, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Созданные в период оккупации натюрморты пронизаны трагизмом и близки по духу аллегориям ванитас («Графин и рыбы», 1941 год, Национальный музей современного искусства, Париж). В сериях «Биллиарды» (1944-52 годы) и «Мастерские» (1949-56 годы) статичный мотив обретает драматическую выразительность и монументальность.
В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, монотонность мотива (побережье Нормандии и др.) подчёркнута сильно вытянутым горизонтальным форматом; предметный мир в них обрастает богатыми ассоциациями, поднимаясь на уровень многозначного символа. Самостоятельной темой живописи Брака 1950-х годов становится образ птицы в полёте (роспись плафона в зале этрусского искусства в Лувре, 1953 год; «Чёрные птицы», 1956-1957 годы, Фонд Маг, Сен-Поль-де-Ванс, и др.). Брак работал также в областях скульптуры, сценографии («Докучные» Ж. Орика, 1924 год, Русский балет Дягилева), гравюры (серии цветных литографий «Гелиос», 1946 год, и «Тетради Жоржа Брака: 1917-1947», издано в 1948 году).
Лит.: Leymarie J. Braque. [N. Y., 1961]; Malraux А., Ponge F., Descargues Р. Braque. [N. Y., 1971]; Zurcher В. Braque, vie et œuvre. N. Y., 1988.
В. А. Крючкова.