Брамс Иоганнес

БРАМС (Brahms) Иоганнес (7.5.1833, Гамбург - 3.4.1897, Вена), немецкий композитор, пианист, дирижёр. Родился в бедной семье музыканта, валторниста городского ополчения, впоследствии контрабасиста Гамбургского филармонического оркестра. Учителями Брамса были его отец, затем О. Коссель (фортепиано) и Э. Марксен - пианист, композитор, теоретик, обучавший Брамса на образцах музыки И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона. С 9 лет Брамс успешно выступал в концертах, с 13 работал тапёром в портовых кабачках, затем концертмейстером в театре, давал частные уроки, делал аранжировки популярных песен и танцев. Первые сохранившиеся композиции относятся к 1851-53 годам (скерцо es-moll op. 4, сонаты fis-moll op. 2, С-dur op. 1, f-moll op. 5 для фортепиано; песни op. 3, 6, 7). Совместная с венгерским скрипачом Э. Ременьи гастрольная поездка 1853 года по городам Германии привела Брамса в Веймар, где он встретился с Ф. Листом, затем в Ганновер, где он обрёл друга и единомышленника - Й. Иоахима. По его совету направился в Дюссельдорф к Р. Шуману, который приветствовал в статье «Новые пути» пианистический и композиторский талант 20-летнего Брамса и рекомендовал его сочинения издательству «Брейткопф и Хертель».

Реклама

Последующие годы (до середины 1860-х годов) - трудное время в становлении Брамса-художника. Живя у Р. Шумана в Дюссельдорфе, Брамс тяжело переживал обстоятельства его болезни и смерти, поддерживал К. Шуман, к которой испытывал страстную привязанность, перешедшую затем в дружбу. В течение 3 сезонов работал при княжеском дворе в Детмольде, руководил любительским женским хором в Гамбурге. В 1862 году приехал в Вену и в сезон 1863/64 годов возглавил хор Певческой академии. Регулярно посещая Вену, постепенно завоёвывал признание как пианист, затем и как композитор, особенно благодаря сочинениям для любительского музицирования (Вальсы ор. 39 и Венгерские танцы для фортепиано в 4 и в 2 руки, Вальсы - песни любви ор. 52 и Новые вальсы - песни любви ор. 65 для вокального квартета с фортепиано). Свои произведения Брамс исполнял также во время гастрольных поездок по Германии и немецкой части Швейцарии. Со временем установились контакты с издательством Зимрока (Бонн - Берлин), взявшим на себя публикацию почти всех сочинений Брамса, с хирургом и музыкантом-любителем Т. Бильротом, певцом Ю. Штокхаузеном, вместе с которым Брамс выступал в концертах.

Творчество Брамса было тесно связано с его деятельностью пианиста (в том числе участника ансамбля, аккомпаниатора) и дирижёра (в ранние годы преимущественно хорового). Совершенствуя своё мастерство в фортепианной музыке, Брамс сочинял циклы вариаций (в том числе на темы Р. Шумана, Г. Ф. Генделя, Н. Паганини), одновременно овладевал техникой камерно-ансамблевого письма (2 трио - ор. 8, 1854 год, 2-я редакция – 1889 год, и ор. 40, с валторной, 1865 год; 2 квартета ор. 25, 1861 год, - все с участием фортепиано; 2 струнных секстета ор. 18, 1860, и ор. 36, 1865 год). Симфонические качества музыкального  развития в полной мере проявились в 1-м концерте для фортепиано с оркестром ор. 15 (d-moll, 1857 год), в фортепианном квинтете ор. 34 (f-moll, 1864 год), в 1-й сонате для виолончели и фортепиано ор. 38 (е-moll, 1865 год).

Крупнейшая веха в творческом пути Брамса - Немецкий реквием для сопрано, баритона, хора и оркестра на текст фрагментов из Библии в переводе М. Лютера (1857-68 годы). Его исполнения (в 6 частях - Бремен, 1868 год; в окончательном варианте в 7 частях - Лейпциг, 1869 год, Санкт-Петербург, 1872 год, Лондон, 1873 год) принесли Брамсу известность на родине и за рубежом. Руководство оркестром и хором венского Общества друзей музыки (1872-75 годы) укрепило авторитет Брамса в Вене, где он окончательно обосновался в 1871 году. Оркестровые Вариации на тему Гайдна ор. 56а (1873 год), струнные квартеты ор. 51 (с-moll, а-moll, 1873 год) и ор. 67 (В-dur, 1875 год) подготовили почву для создания 4 симфоний (с-moll, 1876 год, D-dur, 1877 год, F-dur, 1883 год, е-moll, 1885 год), ставших вершинами его творчества (особенный успех принесло Брамсу исполнение 2-й симфонии, Вена, 1877 год). Скрипичный (D-dur, 1878 год) и 2-й фортепианный (В-dur, 1881 год, в 4 частях) концерты с оркестром были написаны после путешествий в Италию. Симфонические произведения Брамса привлекли внимание ведущих дирижёров - Х. Рихтера и в особенности Х. фон Бюлова, который исполнял их с оркестром города Майнингена. В Вене и в городах Германии образовались враждующие партии сторонников Р. Вагнера и Брамса (последних возглавлял друг Брамса критик Э. Ганслик); их антагонизм, накалившийся после смерти Вагнера (1883 год), долгое время без достаточных оснований отождествлялся с борьбой «прогрессивного» и «консервативного» направлений в музыке. Симфониям Брамса нередко противопоставлялись симфонии «вагнерианца» А. Брукнера (сами композиторы не принимали участия в полемике, но относились к сочинениям друг друга с антипатией).

Брамс (Brahms) ИоганнесВ последнем произведении с оркестром - Концерте для скрипки и виолончели ор. 102 (а-moll, 1887 год) - заметна тенденция к большей камерности письма, усилившаяся в сочинениях 1890-х годов: ансамблях с кларнетом (особенно в Квинтете h-moll op. 115, 1891 год) и фортепианных пьесах ор. 116-119 (интермеццо, каприччио и др.), явившихся концентрированным выражением стиля Брамса. Им предшествовала большая группа камерных ансамблей, среди которых выделяются 3-е фортепианное трио ор. 101 (с-moll, 1886 год), 3-я скрипичная соната ор. 108 (d-moll, 1888 год) и 2-й струнный квинтет op. 111 (G-dur, 1890 год), тяготеющие, наоборот, к симфониям.

Устойчивость взглядов и художественных симпатий Брамса демонстрирует выпущенный им в 1894 году сборник «49 немецких народных песен» (с хоровой обработкой песни, которая в фортепианной сонате op. 1 служила темой вариаций 2-й части). Другой важнейший для Брамса источник - музыка доклассических эпох - ярко обозначен в мотетах для хора а капелла ор. 110 (1889 год), в завершивших его творческий путь «Четырёх строгих напевах» для баса с фортепиано на тексты из Библии и 11 хоральных прелюдиях для органа (все – 1896 года).

В своём творчестве, итоговом для классико-романтичной эпохи, Брамс обобщил многовековое развитие всех инструментальных и вокальных (сольных, ансамблевых, хоровых) жанров (кроме музыкально-театральных). В хоровой музыке его ориентирами были протестантский хорал, сочинения мастеров 16-17 веков, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, в вокальной лирике - народная песня, творчество Ф. Шуберта и Р. Шумана, в инструментальных жанрах - произведения венских классиков (особенно Л. ван Бетховена), Шуберта, Ф. Мендельсона, Шумана. Характерно также претворение немецких, славянских, венгерских и цыганских напевов, вальса. Всё это переплавлено в глубоко индивидуальный, узнаваемый стиль, обнаруживший себя с первых же опубликованных сочинений и далее развивавшийся в направлении всё большей концентрации, лаконизма выражения музыкальной  мысли. Многие сочинения Брамса связаны с воплощением образов классической и романтической немецкой литературы (произведения для солистов, хора и оркестра на тексты И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Ф. Гёльдерлина, 15 романсов из «Магелоны» Л. Тика и др.).

Отвергнув провозглашённый Ф. Листом и Р. Вагнером синтез музыки и слова, Брамс своими сочинениями утверждал самодостаточность музыки, её способность собственными силами, без посредства драматического действия и литературной программы выражать художественные идеи (лишь в отдельных случаях у него встречается предварение нотного текста эпиграфом из поэтического произведения, а также музыкальной  цитаты из собственных песен). При этом его творчество находилось в эмоционально-психологическом русле музыкального  романтизма, что проявилось как в самом характере образов, так и во внутреннем обновлении классических форм, индивидуализации их использования, в ярко выраженной процессуальности. Особенно показательна для Брамса драматизация заключительных разделов формы. Воспринятая от Л. ван Бетховена и его 9-й симфонии тенденция к созданию так называемой симфонии финала объединяет Брамса и А. Брукнера (впоследствии она была продолжена Г. Малером). Сквозная роль лирического тематизма приводит к лиризации скерцо (в 1-й и 3-й симфониях).

Брамс (Brahms) ИоганнесСоблюдая иерархию жанров, сложившуюся у венских классиков, Брамс использовал возможности их взаимодействия. Камерное, детализированное письмо проникает в симфонию, а звучание ансамбля (особенно с участием фортепиано) может приобрести симфонические масштабы; песенность пронизывает почти все его сочинения, подобие хоровой или органной звучности можно услышать в фортепианной или в оркестровой музыке. И в монументальных сочинениях, и в миниатюрах (песнях, фортепианных пьесах) слышна лирическая интонация. С простотой мотивов (а иногда и с кажущейся простотой фактуры) сочетается сложность их организации, которая выражается в метроритмических особенностях (обилие синкоп), в тонкой полифонизации музыкальной  ткани.

Брамс замечательно владел искусством развития музыкального  материала («у Брамса и тема - развитие», - писал Б. В. Асафьев), мотивной работы, питая особую склонность к вариациям, встречающимся у него как в виде отдельных произведений, так и внутри сонатно-симфонических циклов (финалы 3-го квартета, 4-й симфонии, Квинтета с кларнетом). В искусстве варьирования, часто проникающего и в другие формы, Брамс наследовал старым мастерам, И. С. Баху, Л. ван Бетховену, Р. Шуману. Тенденция к стиранию граней между тематизмом и развитием, пронизанность всей ткани тематическими элементами нашли своё продолжение в 20 веке, в частности, в музыке Н. К. Метнера, Б. Бартока, композиторов новой венской школы (например, у А. Шёнберга, высоко ценившего мастерство Брамса). В обращении к стилям прошедших эпох Брамс предвосхитил музыкальный  неоклассицизм.

Соч.: Sämtliche Werke / Hrsg. von H. Gal und E. Mandyczewski. Lpz., 1926-1927. Bd 1-26; Neue Ausgabe sämtlicher Werke. Münch., 1996.

Письма: Briefwechsel / Hrsg. von der Deu­tschen Brahms-Gesellschaft. B., 1908-1922. Bd 1-16 (Repr. - Tutzing, 1974); Neue Folge. Tutzing, 1991-1995. Bd 17-19.

Указатели: Kross S. Brahms-Bibliographie. Tutzing, 1983; McCorkle M. L. J. Brahms. Thematisch-Bibliographisches Werkverzeichnis. Münch., 1984.

Лит.: Kalbeck M. J. Brahms. B., 1904-1914. Bd 1-4 (Repr. - Tutzing, 1976); Specht R. J. Brahms. Leben und Werk eines deutschen Meisters. Hellerau, 1928; Соллертинский И. И. Музыкально-исторические этюды. 2-е изд. Л., 1963; Гейрингер К. И. Брамс. М., 1965; Друскин М. С. И. Брамс. 4-е изд. М., 1971; Грасбергер Ф. И. Брамс. М., 1980; Асафьев Б. В. О симфонической и камерной музыке. Л., 1981; Schmidt C. М. J. Brahms und seine Zeit. Laaber, 1983; Musgrave M. The music of Brahms. L., 1985; Царева E. И. Брамс. M., 1986; Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мас­тера - три мира. М., 1986; Kross S. J. Brahms: Versuch einer kritischen Dokumentar-Biographie. Bonn, 1997. Bd 1-2; Роговой C. Письма И. Брамса. M., 2003.                   

E. M. Царёва.

Связанные статьи