Буддистские школы

БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ, институт ду­ховного образования в буддизме. Воз­никли с распространением буддизма как религиозно-философские учения (6-5 века до нашей эры, Индия), преимущественно при монастырях. В раз­ные периоды были многочисленны в ре­гионах Южной и Юго-Восточной Азии, Даль­него Востока (Индия, Китай, Корея, Япония и др.), во многих странах стали пер­выми образовательными учреждениями. Буддистские школы играли важную роль в древних и средневековых азиатских обществах, так как считалось, что подлинное познание и приобщение к учению Будды возможно именно через прочтение ряда канонических книг. Обуче­ние в буддистских школах было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Наряду с общим минимумом предметов (алфавит, грамматика, изучение канонических книг, счёт и др.) предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов. Духовное образование рассматривалось как «вос­хождение» учеников от ступени к ступе­ни, вплоть до чтения сложнейших теолого-философских сочинений. В зависимости от статуса монастыря при нём существова­ла начальная или высшая буддистская школа. В шко­лы принимались дети в возрасте 5-8 лет без учёта их сословно-кастовой принад­лежности; обучение продолжалось до 15- 25 лет, велось на местных языках. Буд­дийские монахи выработали последова­тельную педагогическую систему, основанную на принципах: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости учителя и ученика; отрицание искусственного стимули­рования образовательного процесса, то есть отве­ты только на актуальные в данный мо­мент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культу­ры. Использовались многочисленные приёмы педагогического воздействия и взаимодейст­вия учителя и воспитанника, в том числе ло­гические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация.

Реклама

В странах, где распространён буд­дизм, буддистские школы существуют в модифициро­ванном виде и в 21 веке.

Лит.: Mookerji R.K. Ancient Indian educa­tion. 2nd ed. Delhi, 1960; Braun C. Buddhis­tische Erziehung. Ein Weg der Selbsterziehung des Menschen. S. 1., 1985; Леонов A. Ф. Становление и развитие буддийской системы воспитания и образования в средневековом Непале // Очерки истории школы и педаго­гической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1988.    

В. Г. Безрогов.