Буддистские школы
БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ, институт духовного образования в буддизме. Возникли с распространением буддизма как религиозно-философские учения (6-5 века до нашей эры, Индия), преимущественно при монастырях. В разные периоды были многочисленны в регионах Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока (Индия, Китай, Корея, Япония и др.), во многих странах стали первыми образовательными учреждениями. Буддистские школы играли важную роль в древних и средневековых азиатских обществах, так как считалось, что подлинное познание и приобщение к учению Будды возможно именно через прочтение ряда канонических книг. Обучение в буддистских школах было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Наряду с общим минимумом предметов (алфавит, грамматика, изучение канонических книг, счёт и др.) предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов. Духовное образование рассматривалось как «восхождение» учеников от ступени к ступени, вплоть до чтения сложнейших теолого-философских сочинений. В зависимости от статуса монастыря при нём существовала начальная или высшая буддистская школа. В школы принимались дети в возрасте 5-8 лет без учёта их сословно-кастовой принадлежности; обучение продолжалось до 15- 25 лет, велось на местных языках. Буддийские монахи выработали последовательную педагогическую систему, основанную на принципах: возможно меньшее количество учеников у одного наставника; достижение духовной близости учителя и ученика; отрицание искусственного стимулирования образовательного процесса, то есть ответы только на актуальные в данный момент вопросы; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физической культуры. Использовались многочисленные приёмы педагогического воздействия и взаимодействия учителя и воспитанника, в том числе логические познавательные задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация.
Реклама
В странах, где распространён буддизм, буддистские школы существуют в модифицированном виде и в 21 веке.
Лит.: Mookerji R.K. Ancient Indian education. 2nd ed. Delhi, 1960; Braun C. Buddhistische Erziehung. Ein Weg der Selbsterziehung des Menschen. S. 1., 1985; Леонов A. Ф. Становление и развитие буддийской системы воспитания и образования в средневековом Непале // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1988.
В. Г. Безрогов.