Бурнонвиль Август

Бурнонвиль (Bournonville) Август БУРНОНВИЛЬ (Bournonville) Август (Огюст) (21.8.1805, Копенгаген - 30.11.1879, там же), датский артист балета, хореограф, педагог. Учился у своего отца Антуана Бурнонвиля и В. Галеотти в Дании, затем в Париже (1820 год и 1824-26 годы), в частности, у О. Вестриса, танцевал в Парижской опере (партнёр М. Талъони). В 1829 году вернулся в Копенгаген, выступал как танцовщик (до 1848 года; «Поль и Виргиния» и др.) и балетмейстер (до 1877 года); в 1855-56 годах танцевал в Вене, в 1861-64 годах - в Стокгольме, преподавал танцы при датском королевском дворе. Поставил 53 балета, некоторые сохранились, войдя в мировой репертуар. Наиболее известны: «Сильфида» Х. Лёвеншелля (1836 год), «Неаполь, или Рыбак и его невеста» Х. С. Паулли, Э. Хельстеда, Н. В. Гаде, Х. Люмбю (1842 год), «Консерватория, или Брачное объявление в газете» (1849 год) и «Ярмарка в Брюгге, или Три дара» (1852 год) Паулли, «Народное предание» Гаде и Й. П. Э. Хартмана (1854 год), «Фестиваль цветов в Джендзано» Хельстеда и Паулли (1858 год). Последний балет Бурнонвиля - «Из Сибири в Москву» Н. Х. Моллера (1876 год) возник под впечатлением от поездки в Россию в 1874 году.

Реклама

Виднейший представитель романтичного балета, Бурнонвиль создавал балеты различных жанров: лирические драмы, комедии, пантомимные балеты, балеты-водевили и др. Соединяя классические и характерные танцы, обращался к фантастическим преданиям и народному эпосу Дании, широко использовал фольклор разных народов. Включал в свои постановки большие пантомимные сцены, требовавшие от танцовщиков актёрского мастерства. Бурнонвиль сформировал национальное своеобразие датского балета, уделяя особое внимание мимической выразительности, «мелкой технике» ног, виртуозности мужского танца. Выдающийся педагог, создал свою методику преподавания, так называемый урок Бурнонвиля, записанный его учениками и вошедший в балетную педагогическую практику. Благодаря неукоснительному следованию традициям Бурнонвиля классический танец в балете Дании сохранился почти без изменений и не теряет своего значения.

Соч.: Mit theaterliv. Kbh., 1848-1878. Pt. 1-3.

Лит.: Perspektiv рâ Bournonville. Kbh., 1980; Фридеричиа А. А. Бурнонвиль. М., 1983; The Bournonville ballets: А photographie record. 1844-1933. L., 1987; Красовская В. М. А. Бурнонвиль // Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: Романтизм. М., 1996.            

Е. Я. Суриц.