Дагомба

ДАГОМБА (самоназвания - dagomba, dagbamba, единственное число - dagbana; дагбома, нгвана), народ группы гур на северо-востоке Ганы (восток Северной области). Живут в междуречье Белой Вольты и Оти. Численность 785 тысяч человек (2006, оценка), 8 тысяч человек живут также в Того. Говорят на языке дагбани (дагбане, дагбанли) оти-вольтийской группы северной подветви центральной ветви гур языков - одном из официальных языков Ганы. Письменность с начала 20 века на основе латинской графики (алфавит «Африка»). Большинство дагомба - мусульмане-сунниты, значительная часть придерживается традиционных верований, есть христиане (католики и протестанты).

В 15 веке создали раннеполитическое образование Дагомба (Дагбон) со столицей в Енди - самое южное из главных вольтийских этнополитических образований (так называемый комплекс Моси - Мампруси - Дагомба, смотри в статьях Моси, Мампруси), созданных, по данным устной традиции, потомками Гбевы (Бавы) - предводителя завоевателей-«всадников», вторгшихся с северо-востока (возможно, из стран хауса). Во главе Дагомбы стояли выборный верховный вождь (яна) и совет старейшин из вождей (на) деревенских общин. Существовало деление на знать, свободных общинников и рабов. В 1-й половине 18 века большая часть знати приняла ислам. До середины 18 века Дагомба входила в торговую систему Западного Судана, соперничала с федерацией Нгбанья (смотри в статье Гонжа) за осуществление контроля над торговыми путями между лесной зоной Золотого берега и странами манде и хауса. В период зависимости от Ашанти конфедерации (1745-1874) дагомба восприняли многие элементы политической и духовной культуры ашанти. Традиционная культура типична для Суданской подобласти Западной Африки. Основное занятие - ручное, в основном подсечно-огневое, земледелие (ямс, просо, сорго, фонио, арахис и др.), а также разведение мелкого рогатого скота, охота, собирательство, рыболовство. Развиты кузнечное, гончарное, ткацкое ремёсла, плетение, резьба по дереву. Распространено отходничество на плантации и рудники в южные районы Ганы. Сохраняются традиционная социальная организация, деревенские и большесемейные общины, патрилинейные роды. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа. Брачное поселение вирилокальное, практикуется полигиния. Жилище круглое глинобитное. Традиционная мужская одежда - длинная полосатая рубаха с короткими рукавами, по праздникам - аканское кенте, женская одежда - несшитая юбка длиной до колен. Традиционные верования - культ предков и сил природы, важную роль играют жрецы культа земли тенгдана («хранители земли»), а также барабанщики - хранители устной традиции и исторических преданий. Музыкальные инструменты - музыкальный лук, флейта, лютня, труба (из слонового бивня) и др.

Реклама

Лит.: Rattray R.S. The tribes of the Ashanti hinterland. Oxf., 1932. Vol. 1-2; Manoukian М. Tribes of the northern territories of the Gold Coast. L., 1951; Benzing В. Die Geschichte und das Herrschaftssystem der Dagomba. Meisenheim am Glan, 1971; Staniland М. The lions of Dagbon: political change in Northern Ghana. Camb.; N. Y., 1975.

В. А. Попов.