Дан (народ)
ДАН (в Кот-д’Ивуаре и Гвинее - якуба, в Либерии - гио, самоназвание - dan), народ на западе Кот-д’Ивуара (департаменты Ман, Данане, Биянкума, Туба) и на севере Либерии (восток графства Нимба). Численность в Кот-д’Ивуаре около 800 тысяч человек (начало 21 века, оценка), в Либерии 150-200 тысяч человек. Около 1 тысячи человек живут на юго-востоке Гвинеи. Говорят на языке дан. В основном сохраняют традиционные верования, до 30% - христиане (главным образом протестанты), есть мусульмане-сунниты (в основном в городах).
Согласно устной традиции, прародина дан, как и родственных народов гуро, тура, муан, уан, - район Кла в префектуре Туба в Кот-д’Ивуаре (живущие здесь дан выделяются в группу с отчётливым самосознанием). Имеют тесные контакты с кпелле-коно, мау, тура и мано, с преобладанием антагонизма - с гере и уобе, отношения шуточного родства (подшучивания) - с гуро, муан, уан, фульбе. В Кот-д’Ивуаре дан и тура образуют одну из основных этнополитических группировок (её представитель Робер Геи был временным президентом в 2000). Традиционная культура дан типична для Гвинейской подобласти Западной Африки. Земледелие преимущественно подсечно-огневое, главная культура - рис (в том числе заливной), выращивают также маниок, ямс, масличную пальму, арахис, бананы-плантен, на продажу - кофе, какао (на юге), гевею, орехи кола. Большое значение сохраняет охота. Распространено отходничество на плантации и рудники. Ремёсла - ткачество, кузнечное дело, гончарство, плетение, резьба по дереву: статуэтки (изображения женщины с ребёнком), миниатюрные маски-амулеты (ма), ритуальные ложки; маски (на юге - «скелетных» геометризированных форм; на севере - «классического», или «ядерного», стиля, с яйцевидным, заострённым книзу овалом, высоким выпуклым лбом, круглыми глазами у мужских и миндалевидными - у женских масок). Было известно литьё из бронзы по восковой модели. Традиционная одежда (до середины 20 века) - набедренные повязки, праздничная мужская одежда - бубу. Жилище прямоугольное и круглое, у кла и северо-восточных якуба мужчины живут в прямоугольных, женщины - в круглых домах. Существуют крупные деревенские общины, которые объединяются рыночными циклами в кантоны. Сохраняются патрилинейные кланы (каждый возводит происхождение к мифическому предку, имеет имя и пищевой запрет - тотем), большесемейные общины, возрастные классы, тайные общества, имеется каста сказителей-гриотов йы, по происхождению - из народов манден (у кла гриотки занимаются гончарством). Система терминов родства типа омаха, наследование от старшего брата к младшему, брак патрилокальный, практикуются полигиния, левират, сорорат, «скрытая полиандрия» (терпимое отношение к сожительству жены с младшими братьями мужа), брачный выкуп, мужские и женские инициации; важны авункулатные отношения (в том числе ритуальная агрессия племянника к дяде). Распространены культ предков, представление о верховном божестве (Аби на западе, Злан на востоке), вера в колдунов - пожирателей душ (дымэ), обряды «охоты на колдунов»; мужские маски играют основную роль в обрядах социального контроля. Фольклор - этиологические и этногенетические мифы, морализаторские рассказы, сказки. Музыкальные инструменты: барабаны – одно и двухсторонние, щелевой, водяные; ламеллафон с резонатором из тыквы, арфолютня (типа коры), музыкальный лук (ган, зио), натуральные трубы - из слонового бивня с вдувным отверстием с вогнутой стороны (входят в оркестры деревенских вождей), из рога антилопы (во время сельскохозяйственных работ); поперечная флейта (во время военных действий и обрядов). Распространено хоровое и сольное пение, обычно с инструментальным сопровождением (люди высокого социального статуса могут петь только в сопровождении оркестра из труб), в основном хвалебные песни (в честь воина, охотника, новоинициированных девочек и т.п.); особый жанр - песни о трикстере-Пауке. Некоторые песни связаны по происхождению с тайными обществами людей-оборотней. Танцы статичные, мужские и женские.
Реклама
Дан (группа кла). Хранитель священного барабана. 2002.
Лит.: Himmelheber Н., Himmelheber U. Die Dan, ein Bauervolk in westafrikanischen Urwald. Stuttg., 1958; Zemp Н. Musique dan, la musique dans la penséе et la vie sociale d’une société africaine. Р., 1971; Marie А. Parenté, échange matrimonial et réciprocité. 1-re partie // L’Homme. 1972. Vol. 12. № 3, 4; Deluz А. Variations ivoiriennes sur un thème omaha // L’Homme. 1973. Vol. 13. № 3; Выдрин В. Ф. Терминология родства и свойства в Дан-Гуэта (Кот-д’Ивуар) // Ad hominem. Памяти Н. Гиренко. СПб., 2005.
В. Ф. Выдрин.