Данилевский Николай Яковлевич
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич [4(16).12.1822, село Остров Ливенского уезда Орловской губернии - 7(19).11.1885, Тифлис, похоронен в имении Мшатка Таврической губернии], российский философ, биолог, тайный советник (1884). Дворянин. Окончил Царскосельский лицей (1842), затем вольнослушатель естественного отделения философского факультета Санкт-Петербургского университета, магистр (1849) ботаники. В 1849 году совместно с П. П. Семёновым (известен как П. П. Семёнов-Тян-Шанский) изучал границы чернозёмной полосы Европейской России, физический и химический состав её почв и растительности. В 1845-1848, увлёкшись идеями Ш. Фурье, посещал кружок М. В. Петрашевского, в 1849, как и другие участники кружка, арестован, вскоре выслан в Вологду, до 1856 находился под надзором полиции. Служил в губернских правлениях Вологодской (1850-52) и Самарской (1852-1853) губерний. В 1853, по просьбе РГО, откомандирован в состав экспедиции под руководством К. М. Бэра по исследованию рыболовства на Волге и в Каспийском море (продолжалась до 1857). В 1857 причислен к Департаменту сельского хозяйства Министерства государственных имуществ. В 1858-71 руководил экспедициями, изучавшими рыболовство в Европейской России. Научные результаты этих экспедиций опубликованы в сборниках «Исследования о состоянии рыболовства в России» (тома 1-9, 1860-75), книге «О мерах к обеспечению народного продовольствия на крайнем севере России» (1869), статье «Исследование о Кубанской дельте» («Записки императорского Русского географического общества», 1869, том 2; Большая Константиновская медаль РГО) и др. Член РГО (1858). С 1862 года член Учёного комитета Министерства государственных имуществ, с 1871 член совета министра государственных имуществ. Жил главным образом в Крыму (с 1867 в собственном имении Мшатка). Исполняющий должность директора Никитского ботанического сада близ Ялты (1879-1880). В работе «Дарвинизм. Критическое исследование» (тома 1-2, 1885-89; не окончена) обобщил доводы противников учения Ч. Дарвина о естественном отборе; сам Данилевский придерживался идей креационизма.
Реклама
Известность Данилевскому принесла его работа «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (опубликована в журнале «Заря» в 1869, отдельное издание - 1871, в дальнейшем неоднократно переиздавалась). Данилевский отверг общепринятую концепцию единства мировой истории, представление о ней как о прогрессивном процессе, деление истории на древнюю, средневековую и новую. Оперировал понятием «культурно-исторические типы». Считал, что каждый из них проходит исключительно свой исторический путь развития, который, как и жизненный цикл живых организмов, состоит из стадий рождения, роста, цветения и увядания. Стадии цветения («цивилизации») в своём развитии сумели достичь, по мнению Данилевского, 10 культурно-исторических типов: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский, или древнесемитический; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; новосемитический, или аравийский; романо-германский, или европейский. Главное внимание Данилевский уделял романо-германскому и славянскому культурно-историческим типам. Первый, по его мнению, находился в «апогее своего цивилизационного величия» и поэтому начинал клониться к упадку. Славянский тип, центральное место в котором занимала Россия, в перспективе имел возможность, преодолев «враждебное» отношение стран романо-германского культурно-исторического типа, перейти в стадию расцвета («цивилизации») и тем самым занять первенствующее место на исторической сцене. Данилевский считал, что конкретной целью политики России в этой ситуации должно быть стремление к созданию «оплота против всемирного владычества Европы» - Всеславянской федерации во главе с Россией. В неё, помимо славянских народов, должны были войти венгры, греки и румыны, а её столицей должен был стать Константинополь - исторический центр православия (идея Данилевского фактически возрождала «греческий проект», который в начале 1780-х годов намеревалась реализовать императрица Екатерина II). Полагал, что славянский культурно-исторический тип будет первым, который проявит себя во всех разрядах «культурно-исторической деятельности» - религиозном, культурном, политическом и общественно-экономическом.
Считая, что уровень централизации государства зависит от его размеров, природных условий и степени внешней опасности, был убеждён в необходимости сохранения неограниченной монархии в России. Отмечал, что российский самодержец при всей полноте его власти, тем не менее, не может распространять эту власть на «область духа, область веры», считал, что малейшее отклонение монарха от религиозных традиций может вызвать раскол и смуту. Конституция и парламент, с точки зрения Данилевского, возможны в России «только как мистификации, как комедия». Причину популярности «нигилизма» в России Данилевский видел в «европейничании», которым была «заражена» российская интеллигенция, в то время как народ эти идеи не поддерживал. Поэтому Данилевский делал вывод, что России не угрожала политическая революция, имевшая целью ограничение власти монарха или же его свержение.
После смерти Данилевского вокруг его теории развернулась полемика между В. С. Соловьёвым и Н. Н. Страховым (первый отверг теорию Данилевского, второй рассматривал её как «катехизис» славянофильства). Учеником Данилевского считал себя К. Н. Леонтьев. Историософские идеи Данилевского предвосхитили построения О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби и других западных мыслителей, вызвали интерес и одобрение у К. Н. Бестужева-Рюмина, Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, П. А. Сорокина, критику со стороны Н. И. Кареева, П. Н. Милюкова, Н. К. Михайловского.
Соч.: Сборник политических и экономических статей Н. Я. Данилевского. СПб., 1890; Горе победителям. М., 1998.
Лит.: Авдеева Л. Р. Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов. М., 1992; Бажов С. И. Философия истории Н. Я. Данилевского. М., 1997; Балуев Б. П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа». Тверь, 2001; Султанов К. В. Социальная философия Н. Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. СПб., 2001; Птицын А. Н. Концепция «славянской цивилизации» Н. Я. Данилевского. Ставрополь, 2003.
А. В. Репников.