Даргинцы

ДАРГИНЦЫ (самоназвания - дарган, дарганти, даргва; аварское - даргиял, кумыкское - даргиляр), один из дагестанских народов в Среднем Дагестане (Россия). Живут на юге Буйнакского, в Левашинском, на северо-востоке Гунибского, юго-западе Карабудахкентского, в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, на юге Кайтагского, севере Агульского районов; проживают также в Ставропольском крае и Калмыкии. Численность 510,1 тысяч человек (2002, перепись), в том числе в Дагестане 425,5 тысяч человек. С конца 1920-х годов в их состав часто включают близких по языку и культуре кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Верующие - мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.

Даргинцы Этноним «даргинцы» известен с 14 века. Политические и торговые отношения с Россией с 17 века. До окончательного присоединения к России (1-я треть 19 века) большинство союзов сельских общин (Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Муги, Урахи) входило в союз Акуша-Дарго, Уцуми-Даргва - в уцмийство Кайтаг, Губден и Дакар - в Тарковское шамхальство, Мегеб - в аварский Андалальский союз, Буркун-Даргва - в Казикумухское ханство. Акуша-Дарго управлялся сходом представителей союзов (цихнабях), собиравшихся около села Акуша. Сельские общины (джамааты) управлялись кадием, старейшинами и исполнителями (баруман) во главе с глашатаем (мангуш), старшинами (халати). Имели постоянные торговые контакты с кумыками. Даргинцы не входили в состав Имамата Шамиля, но принимали участие в Кавказской войне 1817-64 и восстании 1877. После войны большинство даргинских сёл вошло в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа. Традиционная культура типична для народов Кавказа (смотри в статье Азия). Основные занятия на равнине - пашенное земледелие, в горах - отгонное скотоводство. Около 38% проживает в городах. Ремёсла - резьба по дереву (мебель, детали жилищ: карнизы, наличники, опорные столбы), камню (надгробия), кузнечное дело (село Харбук Дахадаевского района), оружейное, ювелирное, золотошвейное дело (село Акуша и др.), вышивка, вязание (Сергокалинский и Акушинский районы: в основном носки с геометрическим орнаментом), ковроткачество (Левашинский, Акушинский, Дахадаевский районы), выделка сафьяна (в основном в селе Цудахар), войлока и сукон, производство поливной керамики и др. Основу традиционной женской одежды составляла туникообразная рубаха (хева, гурди, ава) с прямыми рукавами, характерны узкие в шагу штаны с узкими штанинами, мужская и женская шуба-накидка с ложными рукавами. В предгорных районах были распространены отрезная по талии рубаха (балхун-хева) и распашное платье (валжаг, каптал-хева, бузма-хева, балхун-хева, кабалай, гурди, лабада). В ряде сёл ткали наплечные накидки и шали. Характерные типы чухты (чук) - в виде прямоугольной повязки, часто с нарядной налобной нашивкой; в виде чепца с мешочком-накосником и длинным (иногда до пят) полотнищем из нарядной ткани (в том числе шёлка, парчи, кашемира и т.п.); поверх чухты обычно носилось широкое покрывало (дика). Традиционная пища - хлеб (пшеничный и ячменный, в нагорье выпекался в тандыре-тарум); супы-нергь (мясной, молочный, фасолевый, тыквенный и др.); кусочки теста, варенные в бульоне (хинкал); род колбасы (хяли сирисан); размолотое льняное семя с мёдом (урбеш); молоко ели только в переработанном виде. Традиционный напиток - буза (харуш). Календарные праздники - весенний Новый год, дни первой борозды, окончания сбора урожая. Распространены обряды вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца и др. Фольклор - предания, сказки о животных, басни, анекдоты, пословицы, поговорки, баллады (семейно-бытовые, любовные, эпико-героические - «Об отправившихся в Айзани на войну», «Богатырь Холчвар», «Камалул-Башир» и др.), песни-плачи о погибших героях и др. Среди музыкальных инструментов: агач-кумуз, чунгур (струнные щипковые), зурна (духовой язычковый), идиофоны и мембранофоны; заимствованный инструмент - гармоника. Преобладает сольная мужская исполнительская традиция, в том числе творчество чунгурчи, поющих в сопровождении чунгура. Среди певцов-импровизаторов конца 19 - начала 20 века - Омарла Батырай, Цудахарец Хаджи. Основной танец - различные виды лезгинки. Характерны мужские свадебные танцы: у цудахарцев - круговой вокруг костра (щирла делх), у сюргинцев - линейный (тугла аяр). Сохранились многочисленные записи даргинского адата 17-19 века, наиболее известен кодекс, приписываемый кайтагскому уцмию Рустем-хану (17 век). Известны даргинские мусульманские учёные - Дамадан из Мегеба (умер в 1718) и Дауд из Усиши (умер в 1757). Есть представители интеллигенции. В 1992 году создано культурное общество Даргинское демократическое движение «Цадеш» («Единство»).

Реклама

Лит.: Алиев А., Никольская З. А., Шиллинг Е. М. Даргинцы // Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1; Даргинские сказки / Пер., предисл. и прим. М.-З. Османова. Махачкала, 1963; Гаджиева С. Ш., Османов М. О., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала, 1967; Магомедов Р. М. Даргинцы в дагестанском историческом процессе. Махачкала, 1999. Т. 1-2; Османов М. О. Даргинцы // Народы Дагестана. М., 2002.

М. О. Османов, Г. А. Сергеева; У. Б. Далгат (фольклор).