Де Кирико

ДЕ КИРИКО (De Chirico) Джорджо (10.7.1888, Волос, Греция - 20.11.1978, Рим), итальянский живописец, график, скульптор, сценограф и писатель. Обучался в Политехникуме в Афинах (до 1905), затем в Академии Художеств в Мюнхене (1906-09), где увлёкся сочинениями А. Шопенгауэра, О. Вейнингера, Ф. Ницше и испытал сильное влияние искусства А. Бёклина и М. Клингера («Битва лапифов с кентаврами», 1909, Национальная галерея современного искусства, Рим). Под впечатлением от архитектуры и живописи итальянского кватроченто в начале 1910-х годов появились первые «картины-таинства», которые Г. Аполлинер позднее назовёт «метафизическими». В 1911-15 Де Кирико вместе со своим братом Андреа [писатель и музыкант; псевдоним - Альберто Савинио (1891-1952)] жил в Париже, где его картины были высоко оценены в кругах литературного и художественного авангарда.

Де Кирико В начале 1-й мировой войны братья Де Кирико вернулись в Италию; в 1915 в Ферраре состоялось их знакомство с художниками Ф. Де Пизисом и К. Карра. С формированием этой группировки возникла школа метафизической живописи, определившая мировую славу Де Кирико и его значение как предтечи сюрреализма. В картинах 1913-19 годов пустынные площади окружены глухими стенами, мрачными аркадами, создающими глубокие, но статичные перспективы. Резкие тени, зияющие провалы галерей, дверных и оконных проёмов, одинокие фигуры, поезда на горизонте создают особую сновиденческую атмосферу, проникнутую тревогой и меланхолией («Дар провидца», 1913, Музей искусств, Филадельфия; «Красная башня», 1913, коллекция П. Гуггенхейм, Венеция; серии «Площади Италии» и «Тревожащие музы»). Оцепенелые статуи, лишённые лиц манекены, человекоподобные фигуры-ассамбляжи словно являют застывшие сцены из некой таинственной драмы («Пророк», 1915; «Великий метафизик», 1917; обе - Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Реклама

В 1925-32 Де Кирико жил в Париже, где начал заниматься сценографией (балеты «Кувшин» А. Казеллы, 1924, Шведский балет; «Бал» В. Риети, 1929, Русский балет Дягилева, и др.). В 1935-38 жил в США. В 1920-е годы художник отказался от иррациональной загадочности и, обратившись к традиционной образной системе, примкнул к направлению новеченто. Стремясь к возрождению классической традиции, он прибегал к различным способам её освоения: подражанию живописной технике старых мастеров, прямому «пересказу» известных образов и фрагментов из картин [«Падение Фаэтона (по П. П. Рубенсу)», 1954, частное собрание, Рим], имитации постановочных приёмов костюмных портретов и натюрмортов 17 века («Автопортрет в чёрном костюме», 1948, Национальная галерея современного искусства, Рим). Ретроспекциям Де Кирико порой присущи почти пародийный пафос и неожиданные сближения со стилистикой примитива и китча («Спящая Диана в лесу», 1933, Национальная галерея современного искусства, Рим, и др.). «Классицизм» Де Кирико был заново оценён в 1970-е годы в свете концепций постмодернизма с его интересом к цитате, подделке, интертекстуальным взаимодействиям и смысловым преобразованиям исторических стилей. Де Кирико исполнял также иллюстрации к собственным литературным произведениям, к сочинениям Ж. Кокто, Г. Аполлинера и др., работал в области монументальной живописи и скульптуры (в том числе фонтан «Таинственные купальни» для парка Семпионе в Милане, камень, 1973).

Де Кирико

Дж. Де Кирико. «Комедия и трагедия». 1926. Собрание П. Розенберга (Париж).

Соч.: Hebdoméros. Р., 1929. Р., 1983; Метоrie della mia vita. Roma, 1945. Mil., 1998; Scritti completi. Torino, 1984; Il meccanismo del pensiero. Torino, 1985; Penso alla pittura, solo scopo della vita mia / А cura di L. Cavallo. Mil., 1987; Сон // Антология французского сюрреализма: 20-е годы М., 1994; II signor Dudron. Roma, 1998.

Лит.: Catalogo generale G. De Chirico / А cura di С. Bruni. Mil., 1971-1987. Vol. 1-7; G. De Chirico. (Cat.). Roma, 1981. Vol. 1-2; Fagiolo dell’Arco М. La vita di G. De Chirico. Torino, 1988; Carlino М. Una penna per il pennello. G. De Chirico scrittore. Roma, 1989; Lista G. G. De Chirico. Р., 1991; Roos G. G. De Chirico е А. Savinio, ricordi е documents Bologna, 1999; Батракова С. П. «Метафизическое» мифотворчество Д. Де Кирико // Искусствознание. 2002. №1; Терновец Б. Д. Де Кирико // Пинакотека. 2003. №16/17.

В. А. Крючкова.