Де Сика Витторио
ДЕ СИКА (De Sica) Витторио (7.7.1901, Сора, близ г. Фрозиноне - 13.11.1974, Париж), итальянский режиссёр, актёр. Как киноактёр дебютировал в 1918 году в фильме «Процесс Клемансо». Будучи студентом Высшего коммерческого института в Милане, в 1923 году поступил в театральную труппу Т. Павловой, с 1925 «герой-любовник» в труппе И. Альмиранте. В этом же амплуа выступал в фильмах «Компания сумасшедших», «Старая синьора», «Что за подлецы эти мужчины!» и др. Завоевал популярность и как исполнитель песен из кинофильмов. Режиссёрский кинодебют - «Алые розы» (1940). Поставил лирические комедии «Маддалена, ноль за поведение» (1940), «Тереза-Пятница» (1941), «Гарибальдиец в монастыре» (1942). Фильм «Дети смотрят на нас» (1943) положил начало многолетнему сотрудничеству с Ч. Дзаваттини и вошёл в историю итальянского кино как провозвестник неореализма. Мировую славу Де Сике принёс фильм «Шуша» (1946), снятый в документальной стилистике и рассказывающий о послевоенной детской беспризорности. В сокровищницу мирового киноискусства вошли неореалистические фильмы, поднимавшие острые социальные темы: «Похитители велосипедов» (1948, премия «Оскар» и многие др.), «Чудо в Милане» (1950, главная премия Международного кинофестиваля в Канне), «Умберто Д.» (1951), «Крыша» (1956). В 1960 экранизировал роман А. Моравиа «Чочара», в 1961 создал сатирическую сказку «Страшный суд», в 1962 - антивоенный фильм «Затворники Альтоны» (по Ж. П. Сартру). Творчеству Де Сика одинаково присущи психологическая глубина, высокий драматизм и гротеск, лёгкая, изящная комедийность. Его работы отличают тонкий художественный вкус и такт, безупречность актёрских ансамблей. Среди наиболее значительных фильмов 1960-70-х годов: «Вчера, сегодня, завтра» (1963, премия «Оскар»), «Брак по-итальянски» (1964), «Подсолнухи» (1969, совместно с СССР), «Сад Финци-Контини» (1970, главная премия Международного кинофестиваля в Западном Берлине, премия «Оскар»), «Поездка» (1974).
Реклама
В 1940-50-х годах Де Сика снялся более чем в 150 фильмах, воплощая образы стареющих ловеласов или фатоватых плутов («Хлеб, любовь и фантазия», «Вилла Боргезе», «Двоеженец», «Золото Неаполя» и др.). В фильме Р. Росселлини «Генерал Делла Ровере» (1959) актёр показал сложный процесс духовного перерождения беспринципного пройдохи Бертоне, ставшего героем Движения Сопротивления. Игру Де Сика отличали достоверность, меткие социальные и психологические характеристики, природный артистизм.
Лит.: Bazin А. V. De Sica. Parma, 1953; Дзаваттини Ч. Умберто Д. От сюжета к фильму. М., 1960; Богемский Г. В. Де Сика. М., 1963; Agel Н. V. De Sica. Р., 1964; Кино Италии. Неореализм, 1939-1961. М., 1989; V. De Sica: contemporary perspectives. Toronto; L., 2000; Moscati I. V. De Sica: vitalità, passione е talento in un’Italia dolceamara. Roma, 2003.