Декоративно-прикладное искусство
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, вид искусства, создание изделий, сочетающих художественные и утилитарные функции. Произведения декоративно-прикладного искусства связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником декоративно-прикладного искусства является народное творчество. В сферу декоративно-прикладного искусства входят изделия традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности и профессионального авторского искусства. Термин «прикладное искусство» («applied art») возник в 18 веке в Англии и применялся главным образом к созданию бытовых изделий (роспись посуды, тканей, отделка оружия). В 20 веке в российском искусствознании утверждается термин «декоративно-прикладное искусство» как обозначение раздела декоративных искусств, включающих также театрально-декорационное искусство и дизайн.
Специфическая особенность произведений декоративно-прикладного искусства - неразрывная связь утилитарного и художественного, единство пользы и красоты, функции и украшения. Утилитарность позволяет классифицировать произведения декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению (орудия труда, мебель, посуда и т.д.); функция предмета чётко обусловливает его конструктивную схему. Качеством, придающим предмету декоративно-прикладного искусства статус произведения искусства, является декоративность. Она реализуется не только в украшении предмета какими-либо частными деталями (декор), но и в её общем композиционно-пластическом строе. Декор обладает собственной эмоциональной выразительностью, ритмом, пропорциями; он способен видоизменять форму. Декор может быть скульптурно-рельефным, живописно-расписным, графически-резным (смотри также Гравирование); он использует как орнамент (в том числе декоративные надписи - иероглифы, каллиграфию, славянскую вязь и т.п., раскрывающие смысл изображений), так и различные изобразительные элементы и мотивы («мировое древо», птицы и животные, растения и др.) сообразно с определённой декоративно-стилистической системой (смотри также Букраний, Грифон, Роза, Сфинкс). В пластинчатой системе декоративно-прикладного искусства есть возможность использования и так называемой чистой формы как антитезы любому декору: она может проявляться в самоценной красоте материала, выявлении его структурных, пластических, цветовых качеств, гармонии пропорций, изяществе силуэта и контуров.
Реклама
Сосуд. Расписная керамика. 3-е тысячелетие до нашей эры. Яншао (Китай). Музей декоративно-прикладного искусства (Вена).
Другая фундаментальная особенность декоративно-прикладного искусства - синтетичность, подразумевающая совмещение различных видов творчества (живописи, графики, скульптуры) и разных материалов в одном произведении. Синтетическое по своей внутренней природе, произведение декоративно-прикладного искусства нередко вовлечено в синтез искусств, в ансамбль художественных предметов, может находиться в зависимости от архитектуры (мебель, декоративная скульптура, панно, гобелен, ковёр и т.д.). Вследствие этой зависимости декоративно-прикладное искусство во все эпохи чутко и наглядно следовало сменам стилей и изменениям моды.
В декоративно-прикладном искусстве образ вещи определяется связью между её эстетической формой и функциональным назначением. С одной стороны, существует концепция утилитарной и неизобразительной природы декоративно-прикладного искусства как «делания вещей»: сугубо практическая задача не подразумевает создания полноценного образа (например, цель гончарства или корзиноплетения - не изображение вещей, но создание самой вещи). Однако другие примеры (антропоморфная керамика и т.п.), несущие в себе миметическое начало, позволяют говорить об образности как первичной задаче творчества в декоративно-прикладном искусстве, проявляющейся, прежде всего, в ассоциациях и аналогиях (форма предмета может напоминать бутон цветка, каплю, фигуру человека или животного, морскую волну и т. п.). Дуализм эстетической и функциональной задач обусловливает образную специфику декоративно-прикладного искусства (ограничение конкретности изображений, тенденция отказа от светотени и перспективы, использование локальных цветов, плоскостность изображений и силуэтов).
Декоративно-прикладное искусство как вид художественной деятельности связан с ручным трудом мастера, выделившимся в самостоятельную отрасль производства. Дальнейшее общественное разделение труда приводит к замене ремесленного производства машинным (мануфактуры, фабрики, заводы); функциональная конструкция и украшение становятся делом разных специалистов. Так возникает художественная промышленность, где находят себе место методы «прикладного искусства» - отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией, чеканкой и т.п.
Вопрос о соотношении ручного и машинного труда при изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства особенно остро был поставлен во 2-й половине 19 века, в контексте проблемы «обезличивания» (по выражению У. Морриса) производством художественного ремесла и популярных в эту эпоху теорий ограниченного применения машин как предпосылки возрождения национальных традиций. Противопоставляя народное кустарное творчество и массовую продукцию, Моррис в то же время предлагает пути их синтеза, позволяющего создать новый тип декоративно-прикладного искусства. Дизайн, ставший с середины 19 века новым видом художественной деятельности в сфере промышленного (массового) производства, ограничил декоративно-прикладное искусство преимущественно созданием малотиражных серий ручных изделий (смотри также Производственное искусство).
Типология. Каждая область декоративно-прикладного искусства имеет большое разнообразие форм; их эволюция напрямую связана с развитием технологий, с открытием новых материалов, со сменой эстетических представлений и модой. Произведения декоративно-прикладного искусства различаются по функциональному назначению, по формам и материалу.
Один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства - посуда. Её формы варьировались в зависимости от материала (деревянная, металлическая, глиняная, фарфоровая, керамическая, стеклянная, пластмассовая) и назначения (ритуальная, бытовая, столовая, декоративная; смотри также Художественные сосуды). Декоративно-прикладное искусство включает также: культовые принадлежности (хоругви, оклады, лампады - в христианстве; мусульманские сосуды для омовения, молитвенные коврики «намазлык» и др.; иудаистские семисвечники «менора»; буддистские лотосовые троны и храмовые курильницы); предметы интерьера (мебель, осветительные приборы, вазы, зеркала, письменные приборы, шкатулки, веера, табакерки, изразцы и т.п.); домашнюю ремесленную утварь (прялки, вальки, трепала, рубеля, верётенца и т.п.); произведения глиптики; ювелирное искусство; средства передвижения (повозки, колесницы, кареты, сани и др.); оружие; текстиль (смотри также Батик, Вышивка, Кружево, Набойка, Ткачество; к текстилю относятся также ковры, шпалеры, гобелены, килимы, кошмы и т.п.); одежду; отчасти - мелкую пластику (прежде всего игрушку).
Столь же разнообразны материалы, применяемые в изделиях декоративно-прикладного искусства. Древнейшими являются камень, дерево, кость. Твёрдые породы дерева шли на строительство жилища, на изготовление мебели, бытовых изделий [сосна, дуб, орех (в искусстве Возрождения), карельская берёза (в эпоху русского классицизма и ампира), клён (особенно в эпоху модерна), красное дерево, груша]; мягкие сорта (например, липа) - на изготовление посуды, ложек. С 17 века в Европе стали использоваться привозные экзотические сорта древесины.
Такие техники обработки глины, как лепка от руки, формовка, были определяющими в создании глиняных изделий на начальных этапах. В 3-м тысячелетии до нашей эры появляется гончарный круг, позволяющий изготовлять тонкостенную посуду.
Керамика (обожжённая глина) включает в себя терракоту (простую и лакированную), майолику, полуфаянс, фаянс, опак, фарфор, бисквит, так называемую каменную массу. Основные способы украшения керамики - налепы, лощение, полировка, цветная роспись, гравировка, глазурование и др.
Ткани получают широкое распространение с эпохи неолита. Выдающимися образцами декоративно-прикладного искусства являются древнеегипетские многоцветные льняные ткани, в технике батиковой набойки - коптские; шёлковые ткани Китая, индийские муслины, венецианская камка.
Мастера декоративно-прикладного искусства часто использовали драгоценные, полудрагоценные и цветные поделочные камни: бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры, нефрит, ляпис-лазурь и сердолик, малахит, яшму и т.д. (к поделочным материалам относится также янтарь). Среди различных видов обработки долгое время господствовали кабошоны (округлые камни), затем появились огранённые камни. Существуют комплексные техники - так называемая флорентийская мозаика (изображения из мрамора и полудрагоценных камней), русская мозаика (обклейка округлой поверхности ваз пластинками из цветных камней) и др.
Шкатулка с изображением распятия и ангелов. Дерево, серебро, эмаль. 1-я четверть 13 века. Лимож (Франция). Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Среди металлов выделяют драгоценные (золото, серебро, платина), цветные (медь, олово), сплавы (бронза, электр, пьютер), а также сталь, чугун и алюминий. Наряду с благородными металлами почти во всех древнейших цивилизациях обрабатывали медь, бронзу, позднее железо. Золото и серебро изначально были главными металлами в декоративно-прикладном искусстве, а их нехватка компенсировалась различными техниками (гальваническое серебрение и золочение; с середины 19 века - гальванопластика). Основные техники обработки металла - чернь, зернь, чеканка, канфарение, литьё художественное, ковка художественная, басма (вид ювелирной техники, имитирующий чеканку), тиснение.
Особой техникой и одновременно материалом является эмаль, древнейшие образцы которой находят в Китае. Эмаль, как правило, использовалась в качестве составной части комплексных произведений декоративно-прикладного искусства (например, техника покрытия разноцветной прозрачной эмалью гравированных на металле изображений или декоративная роспись эмалевыми красками).
Оклад так называемого Евангелия из Лорша. Слоновая кость. 9 век. Ахен. Музей Виктории и Альберта (Лондон).
Стекло по своим технологическим параметрам делится на прозрачное и непрозрачное, бесцветное и цветное, и др. Различаются также оригинальные формы из гутного, выдувного стекла («крылатые» венецианские бокалы), из гранёного английского хрусталя, из прессованного (появилось в 1820 в США), цветного многослойного или молочного стекла, стекла филигранного, гравированного, резного шлифованного или с нацветом. Среди техник обработки стекла - межстеклянное золочение, роспись, миллефьори, художественное травление, иризация.
Родина лаков художественных - Древний Восток. В Европе они известны с 16 века; в 17 веке голландские мастера стали расписывать деревянные шкатулки золочёным орнаментом по чёрному фону. Позднее производства расписных лаков возникли во многих странах. Изделия из папье-маше, покрытые лаком, появились в Европе в 18 веке, пика популярности они достигли в 19 веке, особенно в Англии, Германии и России. В 20 веке Россия становится главным центром лакового искусства (Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра).
Использование черепашьего панциря и слоновой кости началось с древности; затем их применение возродилось в европейском искусстве в средние века и, особенно, в конце 18 века (английские и французские табакерки и чайницы, холмогорская резьба по кости). Перламутр входит в моду в 1-й половине 19 века для украшения изделий из папье-маше и лака, отделки столовых приборов.
Исторический очерк. Первые художественно обработанные предметы появились в эпоху палеолита. В период неолита широко распространились керамические изделия. В разных культурах создаются вазы с виртуозной графичностью художественных решений, выразительным сакрально-мифологическим сюжетом, расписная керамика с орнаментальными и другими мотивами (например, китайские сосуды эпохи неолита, 5-3-е тысячелетия до нашей эры; керамика из Суз, 4-е тысячелетие до нашей эры; трипольская керамика, конец 3-го тысячелетия до нашей эры).
Древнейшие восточные цивилизации в развитии декоративно-прикладного искусства достигли такого же высокого уровня, как и в области архитектуры и скульптуры (художественная обработка камня, металла, дерева, ювелирное искусство, резьба по слоновой кости и т.д.). Ювелиры Древнего Египта, Месопотамии владели различными тончайшими техниками обработки благородных металлов. Древневосточное искусство дало непревзойдённые образцы полихромной глазурованной керамики, в Египте производились изделия из фаянса (на основе кремнезёма) - архитектурные детали, скульптура, ожерелья, чаши и кубки. Египтяне (наряду с финикийцами) изготавливали и предметы из стекла (около 3-го тысячелетия до нашей эры); расцвет стекольных мастерских, как и других ремёсел, приходится на Новое царство (различных форм сосуды из синего или полихромного стекла и др.). Египетская мебель изготовлялась из местного эбенового (чёрного) дерева и привозных пород (кедр, кипарис), украшалась вставками из синего и чёрного фаянса, покрывалась листовым золотом и инкрустировалась слоновой костью и росписью (некоторые её формы впоследствии сильно повлияли на европейский ампир). Во многих районах Китая обнаружены тонкостенные сосуды (чаши, вазы, кувшины и кубки), отличающиеся стилистическим своеобразием, разнообразием форм и причудливыми зооморфными изображениями. В Индии высокоразвитая городская цивилизация бронзового века оставила выразительные предметы домашнего обихода, расписную керамику, ткани, обнаруженные во время раскопок в Мохенджо-Даро и Хараппе. В Западном Иране, в Луристане, развивалась культура, представленная луристанскими бронзами.
Своеобразие декоративно-прикладного искусства эгейского мира (смотри Эгейская культура) оказало влияние на искусство других стран (Египта эпохи Нового царства, Ближнего Востока) - ювелирные изделия, чеканные кубки и чаши, ритоны. Ведущий вид художественного ремесла - керамика (полихромная со стилизованным узором, растительными мотивами, с изображениями морских животных и рыб). К числу высочайших достижений в истории декоративно-прикладного искусства относится древнегреческая керамика - прежде всего, красно- и чернофигурные сосуды, покрытые лаком, где форма органично связана с сюжетной росписью и орнаментом, обладает чёткой тектоникой, богатством ритма линий и пропорций (смотри Вазопись). Керамика и ювелирные изделия греческой работы экспортировались во многие страны мира, благодаря чему осуществлялась широкая экспансия греческих художественных традиций. В декоративно-прикладном искусстве кочевых племён Азии и Европы, фракийцев, кельтов, некоторых финно-угорских племён сложились разные формы звериного стиля; в середине 1-го тысячелетия нашей эры его своеобразная форма возникает у германцев, традиции звериного стиля сохранялись и в средневековом искусстве.
Этруски, находясь под сильным греческим влиянием, смогли создать не менее самобытную культуру со своей керамикой «буккеро», расписной терракотой, ювелирным искусством. Их тяга к овеществлённой в предметах декоративно-прикладного искусства демонстративной роскоши передалась преемникам - древним римлянам. Они заимствовали у этрусков рельефную керамику, декорирование тканей, у греков - формы и орнамент. В римском декоре много чрезмерного, лишённого греческого вкуса: пышные гирлянды, букрании, грифоны, крылатые амуры. В эпоху империи вошли в моду вазы из полудрагоценных камней (агата, сардоникса, порфира). Наивысшим достижением римского декоративно-прикладного искусства стали изобретение техники выдувания стекла (1 век до нашей эры), производство прозрачного, мозаичного, гравированного, двухслойного, имитирующего камею, и золочёного стекла. Среди изделий из металла - серебряные сосуды (например, клад из Хильдесхайма), бронзовые светильники (найденные при раскопках города Помпеи).
Устойчивость традиций отличает дальневосточную и индийскую культуры в целом, где и в средневековую эпоху сохранились характерные виды и формы декоративно-прикладного искусства (керамика и лаки в Японии, изделия из дерева, металла и текстиля в Индии, батик в Индонезии). Для Китая характерны устойчивые образы и традиции камнерезного, гончарного и ювелирного дела, многообразие материалов: шёлк, бумага, бронза, нефрит, керамика (прежде всего, изобретение фарфора) и др.
В древней (доколумбовой) Америке существовало несколько цивилизаций (ольмеки, тотонаки, майя, ацтеки, сапотеки, инки, чиму, мочика и др.), имевших высокую материальную культуру. Основными ремёслами были гончарство, художественная обработка камня, в том числе и полудрагоценных пород, с применением оригинальной техники мозаики из бирюзы по древесине, текстиль, ювелирное искусство. Керамика относится к лучшим достижениям древнеамериканского искусства, в отличие от других не знавшего гончарного круга (погребальные урны сапотеков, тольтекские вазы, миштекские полихромные вазы, сосуды с гравированным орнаментом майя и др.).
Характерная особенность средневекового искусства стран Ближнего Востока, Северной Африки (Магриб) и районов Европы, заселённых арабами, - тяга к красочности, к самоценному декору, геометрическому орнаменту (с растительными мотивами, стилизованными до абстракции, смотри Арабеска); в декоративно-прикладном искусстве Ирана сохранялась и изобразительная традиция. Главными видами декоративно-прикладного искусства мусульманских стран были керамика, ткачество, производство оружия и предметов роскоши. Керамика (преимущественно орнаментальная, покрытая люстром или полихромной росписью по белому и цветному фону) производилась в Ираке (Самарра), Иране (Сузы, Рэй), средневековом Египте (Фустат), Сирии (Ракка), Средней Азии (Самарканд, Бухара). Испано-мавританская керамика (фаянсы Валенсии) имела большое влияние на европейское декоративно-прикладное искусство 15-16 века. Сине-белый китайский фарфор оказал воздействие на керамику Золотой Орды, Ирана и др. В 16 веке расцветает турецкий полихромный фаянс из Изника. Мусульманская культура оставила также много образцов художественного стекла, металла (декорированных гравировкой, чеканкой, эмалью), оружия. Исламский мир традиционно пользовался в большей степени коврами, нежели мебелью; их производили во многих странах (на Кавказе, в Индии, Египте, Турции, Марокко, Испании, Средней Азии); ведущее место в ковроделии принадлежит Ирану. В Египте производили многоцветные шерстяные шпалерные ткани, ткани из льна, набойку; в Сирии, в Испании во времена Кордовского халифата и арабские мастера на Сицилии - шёлк, парчу; в Турции (в Бурсе) - бархат; в Иране (в Багдаде) - шёлковые драпировки; в Дамаске - так называемые дамасские ткани.
Византия стала наследницей многих художественных ремёсел античности: стеклоделия, искусства мозаики, резьбы по кости и пр., а также виртуозно освоила новые - технику перегородчатой эмали и др. Здесь большое распространение получили культовые предметы и (под влиянием восточных культур) предметы роскоши; соответственно стиль византийского декоративно-прикладного искусства был рафинированный, декоративный и пышный одновременно. Влияние этой культуры распространялось на государства Европы (в том числе Древняя Русь), также Закавказья и Ближнего Востока (в России реминисценции этого влияния сохранялись вплоть до русско-византийского стиля 19 века).
В Европе новые формы декоративно-прикладного искусства сложились в эпоху «Каролингского возрождения» под влиянием Византии и стран арабского мира. В культуре романской эпохи большую роль играют монастыри и городские цеховые корпорации: практиковались резьба по камню и дереву, изготовление изделий из металла, кованых дверей и домашней утвари. В Италии, где продолжали сохраняться традиции поздней античности, развивались резьба по кости и камню, искусство мозаики и глиптики, ювелирное искусство; во всех этих областях мастера добились высочайшего совершенства. Готика унаследовала многие характерные для той эпохи ремёсла; особенности готического стиля ярко проявились в изделиях из слоновой кости и серебра, в эмалях, шпалерах и мебели [в том числе свадебные сундуки (в Италии - кассоне, украшенные резьбой и росписью)].
В Древней Руси особые достижения принадлежали ювелирному искусству, резьбе по дереву и камню. Характерными типами русской мебели были ларцы, столы-терема, шкафы-киоты, сундуки, столы. Авторами живописных композиций в виде «травного узора» были иконописцы-«знаменщики», они также расписывали сундуки, столы, доски под пряничные коврижки, шахматы, золочёные колымаги и т.п.; декоративная «резь» 17 века получила название «фряжских трав». Утварь, посуда, изразцы, предметы культа производились в мастерских Киева, Новгорода, Рязани, Москвы (Патриаршие мастерские, Серебряная палата, со 2-й половины 17 века - Оружейная палата Московского Кремля), Ярославля, Костромы, также в Кирилло-Белозерском, Спасо-Прилуцком, Сергиево-Посадском монастырях. Со 2-й половины 17 века в русском декоративно-прикладном искусстве начинается бурное развитие народных промыслов (изразцовое производство, резьба и роспись по дереву, плетение кружев и ткачество, серебряное дело и гончарство).
В эпоху Возрождения художественное ремесло приобретает принципиально авторский и преимущественно светский характер. Появляются новые виды декоративно-прикладного искусства, возрождаются забытые с античного времени жанры и техники. Наиболее существенные изменения происходят в производстве мебели (шкафы с откидной передней доской, сундук-скамья со спинкой и подлокотниками и др.); в декоре используются классический ордер и характерный орнамент - гротески. Достигают расцвета шёлковое ткачество Генуи, Флоренции и Милана, венецианское стекло, итальянская майолика, глиптика, ювелирное искусство (Б. Челлини), художественная обработка металла [«дольчатый стиль» в голландском и немецком серебре (семья Ямницеров)], эмали, стекло и французская керамика (производство Сен-Поршер; мастер Б. Палисси).
Декоративно-прикладному искусству эпохи барокко присущи особая пышность и динамика композиций, органичная связь между собой всех элементов и деталей (посуды и мебели), предпочтение отдаётся объёмным, крупным формам. В производстве мебели (шкафы, кабинеты, комоды, шкафы-буфеты и т.п.) использовались полированное дерево, золочёная бронзовая фурнитура и флорентийская мозаика, инкрустация (накладная бронза, маркетри с использованием эбенового дерева, металла, перламутра, черепахового панциря и др. - в изделиях мастерской А. Ш. Буля). Шпалерные мануфактуры Европы находились под влиянием фламандского коврового искусства (брюссельских мануфактур); Генуя и Венеция славились шерстяными тканями и набивным бархатом. Делфтский фаянс возник в подражание китайскому. Во Франции развиваются производство мягкого фарфора, фаянса (Руан, Мустье) и керамики (Невер), текстиля (мануфактуры в Лионе), изготовление зеркал, гобеленов.
В эпоху рококо (18 век) в формах и украшениях предметов преобладают хрупкие и изощрённо-асимметричные линии. В Англии производят серебряную посуду (П. Ламери), канделябры и пр. В Германии среди изделий из металла встречаются пышные рокайльные формы (И. М. Динглингер). Возникают новые формы мебели - бюро (стол-бюро, бюро-плат и бюро-цилиндр), различные типы столов, мягкое, обитое тканью кресло-бержер с замкнутой спинкой, трюмо из 2 частей; для декора используются живописные панели, маркетри, инкрустация. Появляются новые виды тканей (муар и синель). В Англии Т. Чиппендейл изготавливал мебель в стиле рококо (стулья, столы и книжные шкафы), используя мотивы готики и шинуазри. В начале 18 века в Майсене (Саксония) была открыта первая европейская мануфактура по производству фарфора (скульптор И. Кендлер). Стиль шинуазри проникает и в европейский фарфор (Майсен, Шантийи, Челси, Дерби и др.), и в российский (Императорской фарфоровый завод близ Санкт-Петербурга), а также в текстильные изделия, стекло и мебель ((французские лаки братьев Мартен). В 1670-е годы в Англии появилось новое по составу свинцовое стекло (так называемый английский хрусталь); техника его производства широко распространилась в Чехии, Германии, Франции.
На декоративно-прикладное искусство эпохи классицизма 2-й половины 18 века, позднее и ампира повлияли археологические раскопки в городах Геркуланум и Помпеи (смотри Помпеянский стиль). Созданный братьями Адам (Англия) стиль, утверждавший единство внешнего декора и отделки интерьера, вдохнул новую жизнь в декоративно-прикладное искусство, в частности, в мебель (работы Дж. Хеплуайта, Т. Шератона, Т. Хоупа, братья Жакоб, Ж. А. Ризинера), пластические украшения (французская позолоченная бронза П. Ф. Томира), художественное серебро (кубки и посуда П. Сторра), ковры и ткани, ювелирное искусство. Простота и ясность отличают стеклянные графины Коркской стекольной компании, вазы баккара, хрустальные люстры-каскады. В фарфоре к концу 18 века Майсен уступает статус главного европейского производителя фарфора французскому севрскому фарфору, выдающиеся образцы начинают создаваться на заводах Вены, Санкт-Петербурга и Берлина. В Англии возникает фабрика Дж. Уэджвуда «Этрурия», выпускающая керамику в подражание античным камеям и вазам. В России созданием произведений декоративно-прикладного искусства занимались многие крупнейшие архитекторы (А. Н. Воронихин и К. И. Росси проектировали мебель и вазы, М. Ф. Казаков и Н. А. Львов - люстры).
В эпоху бидермайера произведения декоративно-прикладного искусства отражали стремление к комфортной жизни, что привело к появлению удобной простой мебели округлых безыскусных форм из местных сортов древесины (ореха, вишни, берёзы), элегантных стеклянных гранёных кувшинов и стаканов с изящной росписью (работы А. Котгассера и др.). Период эклектизма (середина 19 века) проявился в стилистическом разнообразии используемых исторических стилей, также в унификации подходов и художественных приёмов. Источником вдохновения неорококо был декор искусства 18 века; в России он проявился в фарфоровых изделиях завода А. Г. Попова с его полихромной цветочной росписью на цветном фоне. Возрождение готики (неоготика) было обусловлено стремлением художников привнести в декоративно-прикладное искусство романтически-возвышенный стиль и лишь опосредованно воспроизводило подлинно готические мотивы; заимствовались, скорее, элементы орнамента, нежели формы готического искусства (богемское стекло Д. Бимана, работы в фарфоре и стекле для дворца Николая I «Коттедж» в Петергофе). Викторианский стиль в Англии нашёл отражение в создании тяжеловесной мебели и широком распространении её «малых форм» (этажерки, держатели для зонтов, игорные столики и т.п.). Вновь стал популярен неглазурованный фарфор, имитирующий мрамор. В стекле (прежде всего в богемском) появились новые виды и техники - многослойное цветное стекло «флэш», камейное непрозрачное и чёрное (хиалитовое) стекло, имитирующий драгоценные камни литиалил. С середины 1840-х годов во Франции на стекольных фабриках Баккара, Сен-Луи и Клиши, а позднее в Англии, Богемии и США появилось новое направление (создание миллефьоровых пресс-папье и др.). Сплав элементов различных стилей определял развитие мебели и появление новых промышленных технологий и материалов: формы из клеёной и гнутой древесины (М. Тонет), папье-маше, резного дерева и чугуна.
Протест против эклектизма, инициированный в Великобритании обществом «Искусства и ремёсла», способствовал формированию в конце 19 века стиля модерн; он размыл границы между декоративным, прикладным и изобразительным искусством и принял во многих странах различные формы. Декор модерна чаще всего уподоблен орнаментальным мотивам природных форм; широко использовались изогнутые линии, волнообразные контуры, асимметричные конструкции (мебель В. Орта, Л. Мажореля, Э. Гимара, художественное многослойное цветное стекло с флоральными и пейзажными мотивами Э. Галле, О. Даума, Л. Тиффани, ювелирные украшения Р. Лалика). Художники венского Сецессиона, как и шотландец Ч. Р. Макинтош, напротив, использовали симметрию и сдержанные прямолинейные формы. Работы Й. Хофмана, выполненные часто совместно с Г. Климтом (мебель, стекло, металл, ювелирные изделия), отличают элегантность и утончённость. В европейском производстве фарфора лидирующее место заняли произведения с подглазурной росписью Копенгагенской королевской мануфактуры. В русском модерне, в его национально-романтичной ветви проявился неорусский стиль - особенно в деятельности Абрамцевского художественного кружка (произведения В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Е. Д. Поленовой), Талашкинской мастерской княгини М. К. Тенишевой, мастерских Строгановского училища.
Новейшая история декоративно-прикладного искусства начинается не только с возрождения ручного творчества (У. Моррис и др.), но и с появления на рубеже 19-20 веков по всей Европе и в США нового вида творческой деятельности - дизайна и дальнейшего его активного развития в 1920-е годы (Баухауз, Вхутемас). Дизайн ар деко стал основой почти всех домашних интерьеров, культивировавших сдержанную роскошь и комфорт (геометрические формы, стилизованный и упрощённый орнамент, экзотически фанерованная мебель прямолинейных форм, функциональная столовая посуда и цветочные вазы).
Русское искусство после 1917 года развивалось на новой идеологической и эстетической основе.
Художники пытались средствами искусства передать дух эпохи (так называемый агитационный фарфор), создать комплексную рациональную среду для широких слоёв населения. С конца 1950-х годов в советском декоративно-прикладном искусстве наряду с активным развитием художественной промышленности (фарфоровые заводы Ленинграда, Вербилок, Дулёвский фарфоровый завод, Конаковский фаянсовый завод, Ленинградский стекольный завод, Гусевский хрустальный завод и др.) и народных промыслов (гжельская керамика, жостовская роспись, скопинская керамика, дымковская игрушка и др.; смотри Промыслы художественные) высокого уровня достигло и авторское искусство.
Развитие декоративно-прикладного искусства в 20 веке обусловлено сосуществованием и взаимопроникновением традиционного и авангардного начал. Большое значение приобрели тонкие выразительные возможности новых материалов, имитационность и творческое цитирование. В эпоху постмодернизма возникает особое отношение к декоративному артефакту как автономной сущности, которая демонстративно «не заинтересована» служить человеку, отчуждена от него. В итоге это привело к «кризису самоидентификации» декоративно-прикладного искусства, вызванному возникновением конкуренции со стороны смежных видов искусства (прежде всего - дизайна). Однако данный кризис парадоксальным образом открывает новые перспективы перед декоративно-прикладным искусством в плане расширения и пересмотра собственной образной специфики, освоения новых жанров и материалов (керамопластики, стеклопластики, текстильной пластики, мини-гобеленов, мозаики в деревянных рамах и т.п.).
Лит.: Molinier Е. Histoire générale des arts appliqués à industrie. Р., 1896-1911. Vol. 1-5; Аркин Д. Искусство бытовой вещи. Очерки новейшей художественной промышленности. М., 1932; Fontanes J, de. Histoire des métiers d’art. Р., 1950; Baerwald М., Mahoney Т. The story of jewelry. L.; N. Y., 1960; Kaган М. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л., 1961; Русское декоративное искусство / Под редакцией А. И. Леонова. М., 1962. Т. 1-3; Салтыков А. Б. Избр. труды. М., 1962; Barsali I. В. European enamels. L., 1964; Kenyon G. Н. The glass industry of the Weald. Leicester, 1967; Cooper Е. А history of pottery. L., 1972; Davis F. Continental glass: from Roman to modern times. L., 1972; Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982; Osborne Н. The Oxford companion to the decorative arts. Oxf., 1985; Boucher F. А history of costume in the West. L., 1987; Некрасова М. А. Проблема ансамбля в декоративном искусстве // Искусство ансамбля. Художественный предмет. Интерьер. Архитектура. Среда. М., 1988; Illustrated encyclopedia of Antiques. L., 1994; Макаров К. А. Из творческого наследия. М., 1998; Materials and techniques in the decorative arts: an illustrated dictionary / Ed. by L. Trench. L., 2000.
Т. Л. Астраханцева.