Декроли Жан Овид
ДЕКРОЛИ (Decroly) Жан Овид (23.7.1871, Ренекс - 12.9.1932, Брюссель), бельгийский педагог-реформатор, психолог, один из представителей нового воспитания. Окончил медицинский факультет Гентского университета, занимался медицинской исследовательской работой в Берлине, Париже. Переехал в Брюссель, работал ассистентом в клинике. В 1912 году руководил курсами повышения квалификации учителей. В 1913 профессор Высшей педагогической школы, с 1920 года профессор гигиены и лечебной педагогики Брюссельского университета. В основе педагогики Декроли - теория интересов и потребностей. В 1907 году создал школу, названную «Школой для жизни, через жизнь», где обучение строилось на основе гуманистического принципа «От ребёнка к миру - от мира к ребёнку». Декроли считал, что человек - это конечная цель мироздания, а «ребёнок - это солнце», вокруг которого вращаются «небесные тела» - педагоги, учебный план, расписание, учебные предметы. Всё то, что окружает ребёнка, соотносится с его индивидуальностью, мотивационно-потребностной сферой. Декроли ввёл принцип концентрации школьной программы вокруг так называемых центров детских интересов по четырём основным комплексным темам: «Ребёнок и его организм», «Ребёнок и живопись», «Ребёнок и общество», «Ребёнок и Вселенная». Особую роль он отводил игре в процессе обучения. Разработал разнообразные игры: сенсорные (зрительные, зрительно-двигательные, двигательные и двигательно-слуховые); подготавливающие учащихся к овладению математическими навыками; связанные с понятием времени; грамматические, способствующие развитию речи, и др.
Соч.: Школа и воспитание // Новые пути зарубежной педагогики / Под редакцией С. В. Иванова, Н. Н. Иорданского. М., 1927.
Лит.: Поляк Г. Новая школа на Западе. Педагогическая система Декроли. М., 1928; Claret А. Initiation à la méthode Decroly. Brux., 1946; Homaïde А. La méthode Decroly. 8 éd. Neuchâtel, 1976; Besse J.-М. О. Decroly, psychologue et educateur. Toulouse, 1982; Decroly et son œuvres. Bibliographie, Р., 1972.
Е. Б. Лысова.